Главная
Статьи





06.07.2022


06.07.2022


06.07.2022


06.07.2022


06.07.2022






Браз, Осип Эммануилович

17.05.2022

Осип (Иосиф) Эммануилович Браз (10 [22] января 1873, Одесса, Российская империя — 6 декабря 1936, Шантильи, Франция) — русский живописец, гравёр-офортист, литограф. Академик императорской Академии художеств. Один из представителей художественного объединения «Мир Искусства». Российский художник, историк и критик А. Н. Бенуа считал его одним из лучших портретистов своего времени.

Работы О. Э. Браза хранятся в Третьяковской галерее, Днепропетровском художественном музее, Русском музее, Одесском художественном музее, Пермской художественной галерее и Самарском художественном музее, музеях Калуги, Петрозаводска, Новокузнецка.

Отличительные черты творчества О. Э. Браза — насыщенный колорит и свободная манера живописи; сочетание традиционализма с элементами импрессионизма и модерна.

Одной из творческих целей художника было возрождение традиций русского парадного портрета.

Биография

Осип Браз родился в Одессе. Окончив гимназию, поступил в 1889 году в Одесскую художественную школу, где учился у Кириака Костанди. После её окончания (1890), в 1891—1894 годах, продолжил своё образование в Мюнхене, в школе Шимона Халлоши, и в Мюнхенской академии художеств. Затем жил во Франции. В Париже впервые были показаны его работы на выставке известных художников «Champ de Mars». В дальнейшем художник переселился в Голландию, где изучал современное европейское искусство и творчество художников Голландии, после чего вернулся в Россию и учился в мастерской И. Е. Репина (Петербургская Академия художеств).

Е. М. Мартынова

В 1896 году Браз был удостоен премии Московского общества любителей художеств, а также получил диплом Петербургской академии художеств и звание классного художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию изображений. Выполненные им портреты художников Д. Н. Кардовского и Е. М. Мартыновой заслужили высокую оценку критики, причём последний приобрёл П. М. Третьяков. В дальнейшем он заказал художнику также изображения В. Ф. Комиссаржевской и А. П. Чехова. Портрет Чехова (1897—1898) стал известен как единственный законченный прижизненный портрет писателя-драматурга (Чехов позировал Бразу два раза в день), тем не менее портрет удостоился противоречивых оценок со стороны критиков, а сам Антон Павлович высказался по его поводу: «Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену» (А. А. Хотяинцевой, 23 марта/4 апреля 1898 г.)

О. Э. Браз участвовал в выставках Товарищества южно-русских художников (1893—1917), Московского общества любителей художеств (1896—1899), в выставке «36-ти художников» в Москве. Он создал целый ряд портретов художников: А. П. Соколова (1898), К. К. Первухина (1902), Н. Д. Кузнецова (1897), Л. О. Пастернака, М. В. Добужинского (1922), И. А. Фомина, К. А. Сомова, И. Я. Гинцбурга. В этот период он выполняет много заказов, особенно на женские портреты салонного типа (один из лучших — «Портрет графини Е. М. Толстой», 1900).

О. Э. Браз занимался также графикой, литографией, офортом. Несмотря на то, что художник выполнял множество заказов, он уделял время и преподаванию: в 1900—1905 годах Браз преподавал в своей студии, а в 1902—1904 годах — в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Среди известных его учеников — Зинаида Серебрякова. Один из замечательных педагогических приемов О. Браза — введение предмета «Копирование картин Эрмитажа». Это позволяло студенту достигать сразу нескольких целей: изучить приемы письма автора картины, изучить колорит, композицию, а также понять суть творческого замысла художника.

Художественное творчество и преподавательскую деятельность Осип Браз совмещал с упорным собирательством. У него была обширная коллекция работ голландских художников XVII века, которыми он восхищался смолоду, а также бронзы эпохи Ренессанса. Эта страсть нашла отражение в творчестве художника.

С 1900 года он — постоянный участник выставок «Мир искусства», член комитета и казначей объединения. В 1903—1910 годах — член Союза Русских художников.

В 1907—1911 годах О. Э. Браз жил во Франции.

В 1914 году О. Э. Браз был избран академиком Академии Художеств.

В 1916 году Браз состоял в комиссии по реставрации картин Эрмитажа, в 1918—1924 годы — учёный хранитель и заведующий отдела голландской живописи Эрмитажа. Одним из своих шедевров, картиной Ж. Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), Эрмитаж вообще обязан Бразу, который обнаружил полотно в комиссионном магазине, установил авторство и отреставрировал его.

В 1920-х годах он преподавал во ВХУТЕИНе.

В 1924 году О. Э. Браз был арестован по следующим обвинениям: скупка картин с целью продажи за границей, шпионаж и заключён в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Был освобожден только благодаря ходатайству ленинградских художественных обществ в 1926 году; затем был в ссылке в Новгороде, где занимался реставрацией памятников для губернского музея.

В 1928 году выехал в Германию, а затем — в Париж, где занимался живописью и торговлей антиквариатом. В 1930 году в Париже прошла его персональная выставка. Умер в Лис-Шантильи. Похоронен в Шантийи.

Галерея

  • Портрет Мартыновой (1896)

  • Портрет А. П. Соколова (1898)

  • Портрет актрисы Марии Савиной (1900)

  • Портрет гр. Е. М. Толстой (1900)

  • «Воспоминания», 1901, холст, масло. НХМ РБ

  • Портрет Д. И. Толстого (1901)

  • Портрет К. К. Первухина (1902)

  • Портрет жены (1907)

  • Портрет С. В. Иванова (1909)

  • Великий князь Константин Константинович

  • Портрет М. В. Добужинского (1922)

  • Итальянская деревня

  • Натюрморт

  • Натюрморт

  • Натюрморт