Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Ландшафтный дизайн
Все про мебель
Сантехника




16.03.2023


01.03.2023


27.02.2023


18.02.2023


17.02.2023











Президентство Бориса Ельцина

22.06.2022

Президентство Бориса Ельцина — период с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года, в течение которого высшую государственную должность в РСФСР, а затем в Российской Федерации занимал Борис Николаевич Ельцин.

Первый президентский срок

Избрание

12 июня 1991 года Ельцин был избран президентом РСФСР, получив 45 552 041 голос избирателей, что составило 57,3 % от числа принявших участие в голосовании, и значительно опередив Николая Рыжкова, который, несмотря на поддержку КПСС, получил всего лишь 16,85 процента голосов. Вместе с Борисом Ельциным был избран вице-президент Александр Руцкой. Основными лозунгами избирательной кампании Ельцина стали борьба с привилегиями номенклатуры и поддержание суверенитета России в составе СССР.

Это были первые в истории России всенародные выборы президента (президент СССР Михаил Горбачёв занял свой пост в результате голосования на Съезде народных депутатов СССР).

10 июля Борис Ельцин принёс присягу на верность народу России и российской Конституции и вступил в должность президента РСФСР.

В связи со вступлением Ельцина в должность президента Съезд народных депутатов РСФСР освободил его от обязанностей председателя Верховного Совета и прекратил его депутатские полномочия. Народным депутатом СССР он формально оставался до распада Союза.

20 июля Ельциным был подписан указ «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», ставший одним из заключительных аккордов политики департизации и деидеологизации.

Августовский путч и последствия

15 августа была опубликована окончательная редакция «Договора о Союзе суверенных государств». Членами нового союза должны были стать девять из пятнадцати союзных республик бывшего СССР: как заявил М. С. Горбачёв в телевизионном обращении 3 августа 1991 года, 20 августа новый союзный договор должны были подписать Белоруссия, Казахстан, РСФСР, Таджикистан и Узбекистан, а осенью к ним могли присоединиться Азербайджан, Киргизия, Украина и Туркмения.

Подписание нового Союзного договора было сорвано августовским путчем ГКЧП. 19 августа, после объявления о создании ГКЧП и изоляции Михаила Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России («Белый дом») в центр сопротивления. Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП.

Попытка путча привела к тому, что почти все оставшиеся союзные республики и некоторые автономии провозгласили независимость. После провала ГКЧП работа над новым Союзным договором была продолжена, но теперь уже речь шла о создании Союза Суверенных Государств как конфедерации.

23 августа Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности российской республиканской организации КПСС — КП РСФСР, а 6 ноября — о прекращении деятельности всей КПСС.

5 сентября V съезд народных депутатов СССР принял «Декларацию прав и свобод человека» и объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, подготовки и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств. По предложению М. С. Горбачёва съезд фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». В проекте закона предлагалось принять решение о нецелесообразности проведения в переходный период очередных съездов народных депутатов СССР, однако при голосовании народные депутаты отклонили это предложение.

6 сентября Государственный Совет СССР, в нарушение Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», признал выход трёх прибалтийских республик (Латвии, Литвы и Эстонии) из Союза ССР.

Распад СССР

14 ноября руководители семи из двенадцати союзных республик (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачёв сделали заявление о намерении заключить договор о создании ССГ. Подписание договора было намечено на 9 декабря.

Тем временем 1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости, участники которого поддержали Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года. Борис Ельцин сразу же сделал заявление о признании независимости Украины, также заявив о намерении установить дипломатические отношения с Украиной и заключить с ней всеобъемлющий двусторонний договор.

5 декабря Ельцин встретился с Горбачёвым для обсуждения перспектив ССГ в связи с провозглашением независимости Украины. После встречи он заявил журналистам, что «без Украины союзный договор теряет всякий смысл».

7 декабря Ельцин встретился в Беловежской пуще (Белоруссия) с только что избранным президентом Украины Леонидом Кравчуком и председателем Верховного Совета Республики Беларусь Станиславом Шушкевичем (по словам последнего, встреча предполагалась для обсуждения вопроса поставок нефти и газа). Российская делегация привезла с собой проект нового договора, подготовленный в противовес договору о ССГ. Взяв его за основу, 8 декабря главы трёх государств подписали Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в преамбуле которого заявлялось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». Соглашение было подписано вопреки результатам референдума о сохранении СССР. Центральная власть во главе с Горбачёвым к этому времени была парализована и уже ничего не могла противопоставить действиям руководителей республик.

Борис Ельцин, как вспоминает Руслан Хасбулатов, настаивал на скорейшей ратификации соглашения о создании СНГ, ссылаясь на множество проблем, возникающих из-за неопределённости в этом вопросе.

12 декабря соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР. Законность данной ратификации уже тогда вызвала сомнение у некоторых членов российского парламента, так как по Конституции РСФСР 1978 года рассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку Соглашение затрагивало государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влекло за собой изменения в российскую Конституцию.

В тот же день Верховный Совет РСФСР принял решение о денонсации союзного договора 1922 года и об отзыве российских депутатов из Верховного Совета СССР. Это решение парализовало работу одной из палат Верховного Совета СССР — Совета Союза, лишив его кворума.

21 декабря к СНГ присоединилось большинство союзных республик, подписавших Алма-Атинскую декларацию и Протокол к Соглашению о создании СНГ.

24 декабря Борис Ельцин проинформировал генерального секретаря ООН о том, что РСФСР продолжает членство СССР во всех органах ООН (в том числе в Совете Безопасности ООН). Таким образом, Россия считается первоначальным членом ООН (с 24 октября 1945 года) наряду с Украиной (УССР) и Белоруссией (БССР).

25 декабря, с отставкой президента СССР Михаила Горбачёва, Борис Ельцин получил всю полноту президентской власти в России. Ему были переданы резиденция в Кремле и так называемый ядерный чемоданчик.

В апреле 1992 года VI съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и исключить из текста российской Конституции упоминание о Конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем привело к разгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4 и 102 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

В сентябре 1992 года группа народных депутатов РСФСР во главе с Сергеем Бабуриным направила в Конституционный суд Российской Федерации ходатайство о проверке конституционности постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств». Это обращение так и не было рассмотрено.

1991—1992 годы

В начале осени 1991 года стало понятно, что СССР не в состоянии платить по внешнему долгу. Начавшиеся переговоры с кредиторами привели к подписанию в конце октября меморандума «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников». Восемь из пятнадцати советских республик признали свою солидарную ответственность по этому долгу. Иностранные банки, со своей стороны, потребовали срочного перехода к рыночным реформам. Осенью 1991 года появилась на свет «экономическая программа» Егора Гайдара. Основные её положения президент Ельцин огласил 28 октября в программной речи на V съезде народных депутатов Российской Федерации. Она предполагала приватизацию, либерализацию цен, товарную интервенцию, конвертацию рубля. Провозглашая этот курс, Борис Ельцин заверил сограждан, что «хуже будет всем в течение примерно полугода». Затем последует «снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а осенью 1992 года — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».

6 ноября было сформировано правительство РСФСР, которое Ельцин лично возглавлял до июня 1992 года. Первым его заместителем был назначен Егор Гайдар. Новым председателем Госкомимущества России вместо отправленного в отставку М. Д. Малея, который ещё в 1991 году разработал программу приватизации, предполагавшую создание в России частного сектора при сохранении за государством командных высот в экономике, стал ленинградский экономист Анатолий Чубайс.

21 ноября, по результатам второго тура переговоров со странами «семёрки», посвящённых внешнему долгу, Советскому Союзу была предоставлена кратковременная отсрочка по его долговым обязательствам. 5 декабря был подписан «Договор о правопреемстве в отношении государственного долга и активов Союза ССР». Этим договором была определена сумма общей задолженности СССР — 93 млрд долларов — и доля каждой из 15 республик в погашении советского долга. Доля России составила 61,3 %, или около 57 млрд долларов. Семь республик (Азербайджан, Латвия, Литва, Молдова, Туркменистан, Узбекистан и Эстония) подписать этот договор отказались. Основным условием предоставления ещё одной отсрочки по долговым обязательствам стало «сотрудничество с Международным валютным фондом» (МВФ) в осуществлении «рыночных реформ». Как утверждал Руслан Хасбулатов, «программа реформ в России как целостный документ» не существовала, а в основе тех преобразований, которые были начаты в январе 1992 года и получили название «шоковой терапии», лежали «жёсткие рекомендации и требования Международного валютного фонда».

Отправной точкой «шоковой терапии» считается либерализация цен. Цены намечалось отпустить уже с 1 декабря 1991 года, но под давлением других союзных республик, имевших общую рублёвую зону с Россией, это было отложено до 16 декабря, а затем перенесено на начало января 1992 года.

3 декабря был подписан указ «О мерах по либерализации цен», а 19 декабря вышло соответствующее постановление правительства РСФСР, вступившие в силу 2 января 1992 года. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции, резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. Остановить гиперинфляцию удалось только в 1993 году.

Одним из первых серьёзных экономических решений, принятых Ельциным, стал указ о свободе торговли, подписанный 29 января 1992 года. Этот документ фактически легализовал предпринимательство и привёл к тому, что множество людей занялось мелкой уличной торговлей, чтобы выжить в тяжёлых экономических условиях, вызванных рыночными реформами.

Другими указами Ельцина были инициированы ваучерная приватизация и залоговые аукционы, приведшие к сосредоточению большей части бывшей государственной собственности в руках немногих людей (т. н. «олигархов»). Помимо гиперинфляции страна столкнулась с такими проблемами, как спад производства и неплатежи. Так, широкие масштабы приняли невыплаты заработной платы, а также пенсий и других социальных пособий. Страна находилась в глубоком экономическом кризисе.

К экономическим проблемам начала 1990-х добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. 8 — 9 июня 1991 года выделением из Чечено-Ингушской АССР была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия, которая в следующем месяце провозгласила независимость.

В принятой Верховным Советом Татарской АССР ещё 30 августа 1990 года Декларации о государственном суверенитете, в отличие от почти всех других автономных российских республик (кроме Чечено-Ингушетии), не было напрямую указано, что республика входит в состав РСФСР и СССР.

26 декабря 1991, в связи с беловежским соглашением о прекращении существования СССР и об образовании СНГ, была принята Декларация о вхождении Татарстана в СНГ на правах учредителя.

В феврале 1992 года татарскими властями было объявлено о проведении 21 марта этого же года референдума, на котором ставился вопрос о том, что Татарстан суверенное государство и субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.

13 марта 1992 года Конституционный Суд РСФСР признал не соответствующим Конституции РСФСР ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, ограничивающие действие законов РСФСР на территории Татарстана, а также постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров. Однако референдум состоялся, и на его вопрос положительно ответили 61,4 % проголосовавших.

В феврале 1992 года депутаты Верховного Совета Карелии, имевшей опыт существования в составе СССР как союзная Карело-Финская ССР, попытались поставить в повестку дня очередной сессии вопрос о возможности выхода Республики Карелия из состава России В дальнейшем в Карелии неоднократно принимались законы, изменявшие действие ряда положений федеральных законов на территории республики.

Борису Ельцину удалось убедить глав регионов подписать обновлённый Федеративный договор — 31 марта 1992 года он был подписан президентом и главами регионов (кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии), а 10 апреля включён в Конституцию РСФСР.

VI Съезд народных депутатов и изменения в экономической политике

6 апреля 1992 года открылся VI Съезд народных депутатов России, который Егор Гайдар назвал «первой фронтальной атакой на реформы». Предпринятое с начала года сокращение государственных расходов привело к формированию оппозиции реформам в лице промышленного и аграрного лобби, имевшего широкое влияние в Верховном Совете и на Съезде. 11 апреля Съезд принял постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором указал на целый ряд проблем в экономике и предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы.

В ответ правительство во главе с Егором Гайдаром передало президенту заявление об отставке и огласило его в пресс-центре Съезда. В заявлении, в частности, говорилось:

Совокупность требований, заявленных Съездом, обрекает страну на гиперинфляцию, означает приостановку процесса приватизации и свёртывание аграрной реформы. Предложения снизить налоги и одновременно увеличить социальные и другие выплаты невыполнимы и могут привести лишь к развалу финансовой системы. <…> Неизбежным результатом осуществления решений Съезда будет катастрофическое падение уровня жизни, голод, социальные потрясения и хаос.<…> Мы не считаем себя вправе идти по пути безответственного популизма, когда под предлогом защиты населения происходит его ограбление в результате ускорения инфляции.

.

15 апреля Съезд пошёл на уступки и принял Декларацию «О поддержке экономической реформы в Российской Федерации», в которой поддержал действия правительства, направленные на принципиальные преобразования экономики, а постановление от 11 апреля предложил выполнять «с учётом реально складывающихся экономических и социальных условий».

Однако президент и правительство тоже были вынуждены пойти на компромиссы. Выполняя договорённости, достигнутые на Съезде, Борис Ельцин ввёл в правительство представителей «красных директоров» — Владимира Шумейко, Георгия Хижу, без ведома Гайдара вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу был назначен глава Газпрома Виктор Черномырдин.

Если первая попытка финансовой стабилизации, основанная на сокращении государственных расходов и введении новых налогов, в апреле-мае привела к снижению инфляции, то под давлением Верховного Совета и директоров предприятий правительство было вынуждено смягчить жёсткую денежную политику. Как пишет Андрей Нечаев, «к маю 1992 года мы столкнулись с тем, что навязанные нам финансовые обязательства лишь на треть могли быть покрыты за счёт реальных источников доходов бюджета». Правительство подняло зарплаты бастующим шахтёрам, по настоянию Верховного Совета было выделено 600 млрд рублей льготных кредитов на развязку кризиса неплатежей. В июле сменилось руководство Центрального банка. Новый руководитель ЦБ Виктор Геращенко не поддерживал курс на сокращение расходов, продвигаемый Гайдаром, проводил взаимозачёты долгов предприятий, на основе разовой кредитной эмиссии около 1 трлн рублей. Это давало временный эффект и приводило к увеличению инфляции. Осенью проблема неплатежей возникла снова. По мнению Евгения Ясина, «с приходом Геращенко в Центробанк первая попытка финансовой стабилизации была окончательно сорвана». Летом на увеличении расходов также сказался сезонный фактор: выделялись кредиты для обеспечения Северного завоза, Верховный Совет одобрил решение о масштабных кредитах сельхозпроизводителям под уборку урожая. Ускорился рост денежной массы и инфляции (с 8,6 % в августе до 22,9 % в октябре). С осени правительство было вынуждено вновь резко сокращать расходы, чтобы не допустить гиперинфляцию. Дефицит бюджета снизился с 10,8 % ВВП в августе до 4,4 % ВВП в октябре.

Конституционный кризис (1992—1993)

10 декабря 1992 года, на следующий день после того, как Съезд народных депутатов не утвердил кандидатуру Егора Гайдара на пост председателя Совета министров, Ельцин выступил с резкой критикой работы Съезда и попытался сорвать его работу, призвав своих сторонников покинуть заседание. Начался политический кризис. После переговоров Ельцина, Руслана Хасбулатова и Валерия Зорькина и многоступенчатого голосования, Съезд народных депутатов 12 декабря принял постановление о стабилизации конституционного строя, а председателем правительства был назначен Виктор Черномырдин.

После восьмого Съезда народных депутатов, на котором было отменено постановление о стабилизации конституционного строя и приняты решения, подрывающие самостоятельность правительства и Центрального банка, 20 марта 1993 года Ельцин, выступив по телевидению с обращением к народу, объявил о том, что подписал указ о введении «особого режима управления». На следующий день Верховный Совет обратился в Конституционный Суд, назвав обращение Ельцина «покушением на конституционные основы российской государственности». Конституционный Суд Российской Федерации, ещё не имея подписанного указа, признал действия Ельцина, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел основания для отрешения его от должности. Верховный Совет созвал IX (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов. Однако, как выяснилось через несколько дней, на самом деле был подписан другой указ, не содержащий грубых нарушений Конституции. 28 марта Съезд предпринял попытку отстранить Ельцина от должности президента. Выступая на митинге на Васильевском спуске в Москве, Ельцин поклялся не выполнять решение Съезда, если оно всё же будет принято. Однако, за импичмент проголосовали только 617 депутатов из 1033, при необходимых 689 голосах.

На следующий день после провала попытки импичмента Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля всероссийский референдум по четырём вопросам — о доверии президенту Ельцину, об одобрении его социально-экономической политики, о досрочных выборах президента и о досрочных выборах народных депутатов. Борис Ельцин призвал своих сторонников голосовать «все четыре да», сами же сторонники склонялись к голосованию «да-да-нет-да». По результатам референдума о доверии Ельцин получил 58,7 % голосов участников референдума, при этом 53,0 % поддержали экономические реформы. По вопросам о досрочных выборах президента и народных депутатов «за» проголосовали, соответственно, 49,5 % и 67,2 % принявших участие в голосовании, однако юридически значимых решений по этим вопросам принято не было (так как, по действовавшим законам, для этого «за» должны были высказаться более половины от всех имеющих право голоса, а в референдуме приняли участие 64,05 % избирателей). Противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу.

После референдума Ельцин сосредоточил усилия на разработке и принятии новой Конституции. 30 апреля в газете «Известия» был опубликован президентский проект Конституции, 18 мая было объявлено о начале работы Конституционного совещания, а 5 июня Конституционное совещание впервые собралось в Москве. После референдума Ельцин практически прекратил все деловые контакты с руководством Верховного Совета, хотя некоторое время продолжал подписывать некоторые принимаемые им законы, а также утратил доверие к вице-президенту Александру Руцкому и освободил его от всех поручений, а 1 сентября — временно отстранил от должности по подозрению в коррупции, которое, впрочем, позднее не подтвердилось.

Прекращение деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета

Вечером 21 сентября Ельцин в телеобращении к народу объявил о подписании указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывающего прекратить деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета и назначить на 11—12 декабря выборы в новый создаваемый представительный орган власти, Федеральное собрание Российской Федерации. Конституционный Суд, собравшийся в ночь с 21 на 22 сентября, нашёл в указе нарушение ряда статей действовавшей в то время Конституции и установил наличие оснований для отрешения президента от должности. Верховный Совет, на основании статей 121. 6 и 121. 11 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России (РСФСР), принял постановления о прекращении полномочий президента Ельцина с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года после подписания указа № 1400 и о переходе их вице-президенту Александру Руцкому. Ельцин, однако, де-факто продолжал осуществлять полномочия президента.

С 22 сентября по его распоряжению здание Верховного Совета было блокировано милицией и отключено от воды и электроэнергии. Таким образом депутаты оказались на осадном положении.

Верховный Совет объявил о созыве X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов, который открылся вечером 23 сентября. По утверждению председателя Верховного совета Руслана Хасбулатова те органы исполнительной власти, что подчинились Ельцину, задерживали депутатов из регионов и препятствовали их прибытию другими способами. Реально Съезд смог открыться только вечером 23 сентября. Сторонники Ельцина утверждают, что кворума, для которого требовалось 689 депутатов, на Съезде достигнуто не было. По утверждению руководства ВС, присутствовало 639 депутатов, президентская сторона говорила только о 493. Тогда было принято решение лишить депутатского статуса тех, кто не явился в Белый дом, после чего объявили о достижении кворума. По другим данным на съезд прибыло 689 человек. Съезд утвердил постановление парламента о прекращении полномочий президента Ельцина. Также он принял постановление, в котором действия Ельцина оценивались как государственный переворот.

Съезд народных депутатов по предложению регионов и председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, принял постановление «О досрочных выборах народных депутатов Российской Федерации и Президента Российской Федерации», в котором постановил, в частности, провести указанные выборы не позднее марта 1994 года при условии нормальной конституционной деятельности органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечения плюрализма мнений в средствах массовой информации. Верховному Совету было поручено в месячный срок подготовить соответствующие нормативные акты, обеспечивающие проведение одновременных досрочных выборов. Также парламент должен был сам назначить дату проведения выборов.

27 сентября в интервью телекомпании «Останкино» Ельцин заявил, что против одновременных досрочных выборов президента и народных депутатов и ни на какие компромиссы ни с какими органами власти не пойдёт.

Противостояние между Ельциным, верными ему силами охраны порядка и сторонниками Верховного Совета переросло в вооружённые столкновения. 3 октября в Москве было введено чрезвычайное положение после того, как сторонники Верховного Совета взяли штурмом одно из зданий мэрии Москвы на Краснопресненской набережной (бывшее здание СЭВа), а затем во главе с Альбертом Макашовым отправились к телецентру Останкино требовать предоставления им эфира. По не выясненным до конца причинам бойцы отряда «Витязь», находившиеся в здании телецентра, открыли огонь по сторонникам парламента. В результате этих событий Ельцин отдал приказ о штурме здания Верховного Совета с применением танков. Ранним утром 4 октября в Москву были введены войска. После обстрела Дома Советов из танковых орудий его защитники капитулировали. В ходе этих событий с обеих сторон, по данным следствия, погибло 123 человека, 384 получили ранения, среди погибших нет ни одного народного депутата России. Двое из депутатов (Юрий Ельшин и Вячеслав Федотов), оказывавшие помощь раненым, получили лёгкие ранения. Некоторые народные депутаты и сотрудники аппарата Верховного Совета после выхода из горящего здания парламента были избиты сотрудниками милиции.

7 октября, через три дня после штурма Дома Советов, в МВД состоялась пресс-конференция командующего внутренними войсками Анатолия Куликова и министра внутренних дел Виктора Ерина. В ходе этой пресс-конференции журналистам сообщили, что из здания Верховного Совета было вывезено 49 трупов. Утром того же дня следственная группа Генеральной прокуратуры была допущена в Дом Советов. Однако, следователи не обнаружили там трупов и поэтому в материалах следствия ничего не говорится о погибших в здании парламента. Комиссия Госдумы не исключила вывоза трупов из здания Верховного Совета. Информацию о том, что были погибшие внутри Дома Советов, подтверждает письмо министра здравоохранения Российской Федерации Эдуарда Нечаева на имя председателя правительства Виктора Черномырдина № 01-1/3016-3 от 6 октября 1993 года, в котором говорится, что «в настоящее время проводятся работы по извлечению и опознанию погибших из Дома Советов», а также признание коменданта захваченного здания парламента генерал-лейтенанта Аркадия Баскаева, о том, что в период с 18 часов 4 октября 1993 года «20-25 раненных и убитых было вывезено бригадами „скорой помощи“ из здания».

После роспуска Съезда и парламента Ельцин на некоторое время сосредоточил в своих руках всю полноту власти и принял ряд решений: об отставке Руцкого с поста вице-президента, о приостановлении деятельности Конституционного суда, о прекращении деятельности Советов всех уровней и изменении системы местного самоуправления, о назначении выборов в Совет Федерации и всенародного голосования.

В феврале 1994 года участники событий выпущены согласно постановлению Государственной Думы об амнистии (все они, кроме Руцкого, согласились на амнистию, хотя и не были осуждены). Среди инициаторов амнистии был и соратник Ельцина Сергей Шахрай. Ельцин требовал не допустить проведения амнистии. В докладе комиссии Госдумы по дополнительному изучению и анализу событий 21 сентября — 5 октября 1993 года, со ссылкой на бывшего члена президентского совета, назначенного 5 октября Ельциным на должность Генерального прокурора Алексея Казанника, утверждается, что Ельцин и его окружение предлагали Казаннику судить Руцкого, Хасбулатова и других лиц, выступивших против разгона Съезда и Верховного Совета, по ст. 102 УК РСФСР (Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах), которая предусматривала смертную казнь. Казанник ответил Ельцину, что нет юридических оснований для применения этой статьи. Данный факт подтверждает в своих воспоминаниях Руцкой.

По утверждению одного из защитников Белого дома, народного депутата России Ильи Константинова: «Негласный приказ Ельцина о ликвидации лидеров оппозиции существовал, и это не миф. Ельцин хотел, но не мог добить оппозицию, потому что исполнители не хотели брать на себя лишнюю кровь. Коржаков пишет о том же, что не хотел никого убивать. Если бы у Бориса Николаевича была возможность, зная его норов, можно предположить, что он со многими расправился бы. Ещё 4 октября было отдано устное распоряжение ликвидировать с десяток человек, в том числе и меня.»

В ноябре 1993 года Борис Ельцин в интервью кинорежиссёру Эльдару Рязанову заявил, что Верховным Советом было принято специальное постановление о расстреле членов его семьи. В ответ на это заявление, члены разогнанного парламента Сергей Бабурин и Иван Федосеев подали иск к Ельцину и телекомпании «Останкино» о защите чести и достоинства.

В сентябре 1995 года уголовное дело по событиям 3-4 октября 1993 года было прекращено. По мнению бывшего руководителя следственной группы Леонида Прошкина, амнистия, закрывшая данное уголовное дело, устраивала всех потому, что вопреки воле руководства, следователи Генеральной прокуратуры расследовали действия не только сторонников Верховного Совета, но и войск, выступавших на стороне Ельцина, которые во многом повинны в сложившейся ситуации и в тяжких последствиях происшедшего. Также Прошкин заявил, что администрация Ельцина оказывала давление на Генпрокуратуру, от следователей прятали улики.

Конституционная реформа

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу, а также всенародный референдум о принятии проекта новой Конституции. 20 декабря ЦИК России объявил результаты референдума: «за» проголосовало 32,9 млн избирателей (58,4 % активных избирателей), против — 23,4 млн (41,6 % активных избирателей). Конституция была принята и после опубликования 25 декабря в «Российской газете» вступила в силу. Впоследствии были попытки оспорить результаты этого голосования в Конституционном Суде Российской Федерации, однако Суд отказал в рассмотрении дела.

Новая Конституция Российской Федерации предоставила президенту значительные полномочия, в то время как полномочия парламента были значительно сокращены. 11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился.

В начале 1994 года Ельцин инициировал подписание договора об общественном согласии и договора о разграничении полномочий с Татарстаном, а затем — и с другими субъектами Федерации.

Свобода слова

После падения КПСС и распада СССР, в начальный период (1991—1993 гг.) президентства Б. Н. Ельцина, уровень свободы на СМИ оставался на уровне 1990—1991 г.

Известная в 1994—2002 годах телевизионная программа «Куклы» специализировалась на сатире на известных политиков и государственных чиновников, включая самого Ельцина.

10 июля 1992 года радиостанция «Маяк» сообщила, что руководство ВГТРК запретило показ передачи «Момент истины» Андрея Караулова с арестованным вице-президентом распавшегося СССР Геннадием Янаевым по той причине, что «исповедь бывшего вице-президента не заинтересует телезрителей». В часовом интервью, снятом в мае 1992 г., Янаев рассказал о событиях 19 августа 1991 г. Например, что документы ГКЧП разрабатывались по поручению Михаила Горбачёва: в апреле 1991 г. президент СССР дал команду КГБ, МВД и армии подготовить документы на случай введения чрезвычайного положения, которые затем легли в основу программы действий ГКЧП, и что его сердце «не может успокоиться, что погибли трое ребят». Андрей Караулов сказал корреспонденту газеты «Коммерсант», что Олег Попцов пошёл на запрет, поскольку «не хочет портить отношения с правыми», и припомнил трудности с эфиром для своих передач, где фигурировали журналист Александр Невзоров и бывший председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков. Также и Горбачёв по решению руководства ВГТРК выпал из списка будущих собеседников Караулова. По мнению председателя ВГТРК Олега Попцова, несколько бесед Караулов «провёл очень недурно», но передача с Янаевым «слабая, ответы узника банальны, а сам автор повторяется в вопросах». Поэтому необходимо «больше заниматься режиссурой, искать новые ходы и пахать». Вместе с тем Попцов косвенно подтвердил корреспонденту «Коммерсанта», что вопрос о эфире передачи зависит не только от её художественных достоинств: «После всплеска активности коммунистов на Конституционном суде и неожиданного заявления на Верховном Совете России об освобождении всех участников ГКЧП демократам не стоит выкладывать карты в руки правым такими передачами».

В марте 1993 года программа «600 секунд» не вышла в эфир, вместо традиционного антипрезидентского сюжета был продемонстрирован репортаж о митинге в поддержку Ельцина на Дворцовой площади. Программа не вышла по приказу директора Федеральной телевизионной службы (ФТС) Бэллы Курковой. Сотрудники программ сообщили, что за час до эфира аппаратная и эфирная студии были блокированы милицией. Редакция программ сделала заявление в адрес Ельцина, где говорилось, что «это полностью дискредитирует ваши указы, в частности, указ о свободах для средств массовой информации». Действия Федеральной телевизионной службы были названы «грубым подлогом», а её руководство — «холопами, трусами и подлецами», «такими же, как их президент». Председатель комитета Верховного Совета по средствам массовой информации Владимир Лисин назвал приостановление программы введением политической цензуры. После разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета России осенью 1993 года программа была закрыта властями.

C 25 сентября 1993 года были сняты с эфира или подверглись цензурным ограничениям программы «Человек недели» с участием вице-президента России Александра Руцкого, «Красный квадрат» с участием председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, «Времечко», куда в прямом эфире пытался дозвониться народный депутат РСФСР Олег Румянцев, а также другие передачи, где звучала критика в адрес Ельцина. Как писал «Коммерсантъ», в нарушение Закона о средствах массовой информации был приостановлен выпуск «Российской газеты» и других изданий, учреждённых Верховным советом. Бывший пресс-секретарь Ельцина Павел Вощанов отметил: «Этому режиму не нужна свободная пресса».

Рассказывая о событиях сентября-октября 1993 года, журналисты американской телекомпании CBS отмечали, что Борис Ельцин контролировал российское ТВ и в результате граждане России не получали полной информации о происходящих событий. Многие кадры, показанные на Западе, не были показаны в России, а народные депутаты России (включая и членов российского парламента — Верховного Совета) не имели возможности выступать по телевидению.

В период разгона Ельциным российского парламента осени 1993 года были закрыты как минимум десять газет в Москве, и на два дня была введена предварительная цензура других изданий, которые обязали перед публикацией представлять свои материалы на проверку в правительство.

К середине 1996 г. оппозиция практически утратила доступ к телевидению.

Как вспоминает бывший начальник службы безопасности Бориса Ельцина Александр Коржаков, когда в декабре 1994 года Ельцину не понравилось как НТВ показывало войну в Чечне, тот приказал ему разобраться с владельцем телекомпании Владимиром Гусинским. После этого в офис к Гусинскому (бывшее здание СЭВа напротив Белого дома) нагрянули сотрудники Главного управления охраны РФ из спецподразделения по охране президента и Гусинскому пришлось на полгода уехать в Лондон. Факт давления на телекомпанию со стороны ельцинского Кремля подтверждает сам Гусинский, а также бывший генеральный директор НТВ Игорь Малашенко.

Wall Street Journal и Washington Post писали, что период президентства Ельцина был эпохой свободы слова и характеризовался отсутствием цензуры. Того же мнения придерживается ряд либеральных российских политиков. Например, Борис Немцов сказал: «Ельцин дал нам с вами свободу, и мы должны быть ему за это благодарны, он ненавидел цензуру, и в стране была свобода слова». Олег Наумов писал, что «выбирая между цензурой и свободой слова, Ельцин безоговорочно был за свободу слова» Однако есть либералы придерживающиеся другой точки зрения. Так, Григорий Явлинский в 1999 году писал: «при Ельцине о свободе прессы можно говорить весьма условно: закабаление СМИ финансовыми группировками — явление ельцинского периода».

Чеченский конфликт

Весной 1991 года, будучи Председателем Верховного Совета РСФСР и кандидатом в президенты России, Ельцин в рамках приуроченной к выборам деловой поездки по России посетил Чечено-Ингушетию. Он в общих чертах выразил поддержку суверенитету республики, повторив свой известный тезис: «Берите столько суверенитета, сколько сможете понести». В отдельных автономиях это восприняли как призыв к действию. В июле 1991 года мятежный генерал Джохар Дудаев провозгласил независимую Чеченскую Республику (Нохчи-Чо).

В сентябре 1991 года люди Дудаева разогнали в Грозном Верховный Совет Чечено-Ингушетии, председателем которого был сторонник ГКЧП Доку Завгаев. Председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов после этого отправил им телеграмму «С удовольствием узнал об отставке ВС республики». Некоторое время Ельцин закрывал глаза на происходящее в кавказском регионе. В результате, после распада СССР, начался расцвет сепаратистских настроений в некоторых автономных республиках внутри России.

Даже после того, как Дудаев прекратил платить налоги в общий бюджет и запретил сотрудникам российских спецслужб въезд в республику, федеральный центр официально продолжал перечислять Дудаеву деньги. В 1993 году на Калининградскую область было выделено 140 млн рублей, на Чечню 10,5 млрд рублей.

Так, депутат Госдумы от партии «Яблоко» Тамара Злотникова в 1999 году обвинила Ельцина в том, что в Чеченской республике имеются многочисленные случаи похищения людей: «Он, Президент Ельцин, виновен в том, что в год, когда все мировое сообщество отмечало 50-летие Декларации прав человека и он, Президент Ельцин, объявил в России год защиты прав человека, в России на рубеже третьего тысячелетия возрождена работорговля, возрождено крепостное право. Я имею в виду тех 500 наших ребят, которые пленены, и каждый день это количество пленённых, к сожалению, не уменьшается, а возрастает… Это он, Президент Ельцин, виноват в том, что одной из моих избирательниц в День праздника международной солидарности трудящихся позвонили из Чечни, из Грозного, и предложили выкупить своего сына за 30 тысяч долларов либо обменять на одного из пленённых чеченцев в российских тюрьмах, осуждённых чеченцев».

Москва негласно поддерживала антидудаевскую оппозицию, но не вмешивалась в гражданскую войну, начавшуюся в автономии. В конце ноября 1994 года вооружённая оппозиция предприняла очередную попытку штурма Грозного, которая потерпела провал, несмотря на поддержку ельцинских спецслужб. После этого Ельцин принял решение: в Чечню будут введены федеральные войска. Последующие события в Кремле назвали «восстановлением конституционного порядка в Чеченской Республике».

30 ноября 1994 года Б. Н. Ельцин принял решение о вводе войск в Чечню, подписав секретный указ № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Началась первая чеченская война.

11 декабря 1994 года на основании указа Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» начался ввод войск в Чечню. Многие непродуманные действия привели к большим жертвам как среди военного, так и среди гражданского населения: десятки тысяч человек погибли и сотни тысяч были ранены. Часто происходило так, что во время военной операции или незадолго до неё из Москвы приходил приказ об отбое. Это давало возможность чеченским боевикам перегруппировать свои силы. Первый штурм Грозного был непродуманным и привёл к большим жертвам: погибло и пропало без вести свыше 1500 человек, в плен попало 100 российских военнослужащих.

В июне 1995 года, во время захвата отрядом боевиков под руководством Ш. Басаева больницы и родильного дома в Будённовске, Ельцин находился в Канаде, и решил не прекращать поездку, предоставив возможность Черномырдину урегулировать ситуацию и вести переговоры с боевиками, вернулся только после завершения всех событий, уволил руководителей ряда силовых ведомств и губернатора Ставропольского края. В 1995 году в Конституционном Суде РФ законность указов № 2137 и № 1833 («Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации» в части, касающейся использования Вооружённых Сил РФ при разрешении внутренних конфликтов) была оспорена группой депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. По мнению Совета Федерации, оспариваемые им акты составили единую систему и привели к неправомерному применению Вооружённых Сил РФ, поскольку их использование на территории Российской Федерации, а также иные предписанные в этих актах меры юридически возможны лишь в рамках чрезвычайного или военного положения. В запросе подчёркивается, что результатом этих мер явились незаконные ограничения и массовые нарушения конституционных прав и свобод граждан. По мнению группы депутатов Государственной Думы использование оспоренных ими актов на территории ЧР, повлёкшее значительные жертвы среди гражданского населения, противоречит Конституции РФ и международным обязательствам, принятым на себя Российской Федерацией. Конституционный Суд прекратил производство по делу о соответствии указа № 2137 Конституции Российской Федерации без рассмотрения по существу, поскольку этот документ был признан утратившим силу 11 декабря 1994 года.

В августе 1996 года чеченские боевики выбили федеральные войска из Грозного. После этого были подписаны Хасавюртовские соглашения.

Второй президентский срок

Президентские выборы 1996 года

По утверждению бывшего главы администрации президента Сергея Филатова, изначально Ельцин не планировал участвовать в президентских выборах 1996 года, но из-за победы КПРФ на выборах в Госдуму 1995 года изменил своё решение: «В августе 1995 года у нас с президентом состоялся серьёзный разговор на эту тему. Он тогда сказал мне, что не хочет идти на второй срок, что устал и очень соскучился по семье. Я ему возразил: „Борис Николаевич, но вы же понимаете, что если не вы, то будет Зюганов“. <…>Как известно, на парламентских выборах 1995 года коммунисты одержали победу. Ельцин вызвал меня к себе 4 января 1996 года и заявил: „Выборы в Госдуму мы просрали. Там теперь засилье коммунистов. Я не хотел идти на президентские выборы, но теперь иначе никак“.».

К началу 1996 года Ельцин из-за неудач и ошибок экономической реформы и войны в Чечне потерял былую популярность, и его рейтинг сильно упал (до 3 %); тем не менее, он решил баллотироваться на второй срок, о чём объявил 15 февраля в Екатеринбурге (хотя ранее неоднократно заверял, что на второй срок баллотироваться не будет). Главным оппонентом Ельцина считался лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который выступал за изменение конституционного строя, пересмотр экономической политики, резко критиковал курс Ельцина и имел достаточно высокий рейтинг.

В марте 1996 года, после принятия Госдумой постановления о признании недействительным беловежского соглашения в части прекращения существования СССР, Ельцин поручил подготовить указы о роспуске Думы, о переносе выборов президента и о запрете КПРФ. Однако, Анатолий Чубайс убедил Ельцина отказаться от реализации этих планов.

Во время избирательной кампании Ельцин активизировался, стал ездить по стране с выступлениями, посетил многие регионы, включая Чечню. Избирательный штаб Ельцина развернул активную агитационно-рекламную кампанию под лозунгом «Голосуй или проиграешь», после чего разрыв в рейтинге между Зюгановым и Ельциным стал стремительно сокращаться. Незадолго до выборов был принят ряд популистских законодательных актов (например, указ Ельцина об отмене с 2000 года призыва в Вооружённые силы Российской Федерации; вскоре этот указ был Ельциным изменён таким образом, что из него исчезли упоминания о переходе на контрактную основу, и о сроках перехода). 28 мая Ельцин и Виктор Черномырдин провели переговоры с чеченской делегацией во главе с Зелимханом Яндарбиевым и подписали соглашение о прекращении огня. Избирательная кампания привела к поляризации общества, разделению его на сторонников советского строя и сторонников существующего строя. 9 июня Ельцин заявил о том, что у него есть на примете наследники на 2000 год, которые «бурно растут».

Ряд журналистов, политологов и историков (в том числе, д. и. н. Вячеслав Никонов, бывший в то время заместителем председателя «Общероссийского движения поддержки Б. Н. Ельцина» и возглавлявший пресс-центр избирательного штаба Ельцина) считают, что кампанию 1996 года нельзя назвать демократическими выборами, из-за широкого использования «административного ресурса» («по полной программе» — В. Никонов), многократного превышения избирательным штабом Ельцина установленного лимита на затраченные средства, фальсификаций, а также из-за того, что практически все СМИ, за исключением нескольких выходивших небольшими тиражами коммунистических газет, открыто поддерживали Ельцина.

По итогам первого тура голосования 16 июня 1996 года Ельцин набрал 35,28 % голосов избирателей и вышел во второй тур выборов, опередив Зюганова, который получил 32,03 %. Александр Лебедь получил 14,52 %, а после первого тура Ельцин назначил его секретарём Совета безопасности и произвёл ряд кадровых перестановок в Правительстве и силовых структурах. Во втором туре 3 июля 1996 года Ельцин получил 53,82 % голосов, уверенно опередив Зюганова, который получил лишь 40,31 %.

По заявлению Сергея Бабурина, факт фальсификации итогов выборов признал президент РФ в 2008—2012 годах Дмитрий Медведев, который во время встречи с представителями незарегистрированных партий 20 февраля 2012 года якобы заявил: «Вряд ли у кого есть сомнения, кто победил на выборах президента 1996 года. Это не был Борис Николаевич Ельцин». В администрации президента заявили, что ничего подобного Медведев не говорил.

Между первым и вторым туром голосования Ельцин был госпитализирован с инфарктом, однако сумел скрыть этот факт от избирателей. Он не показывался на публике, однако по телевидению показали несколько снятых за несколько месяцев до этого, но не выходивших ранее в эфир видеозаписей встреч Ельцина, которые были призваны продемонстрировать его «высокий жизненный тонус». 3 июля Ельцин появился на избирательном участке санатория в Барвихе. От голосования по месту жительства на Осенней улице в Москве Ельцин отказался, опасаясь, что не выдержит долгого прохода по улице, лестнице и коридору этого участка.

Второй срок президента Ельцина

После выборов на высшие государственные должности были назначены лица, возглавлявшие и финансировавшие предвыборную кампанию Ельцина: Анатолий Чубайс стал руководителем администрации президента РФ, Владимир Потанин — первым заместителем председателя правительства РФ, Борис Березовский — заместителем секретаря Совбеза РФ.

В августе 1996 года санкционировал Хасавюртовские соглашения, в октябре принял решение об освобождении А. И. Лебедя от всех должностей. 5 ноября 1996 года Ельцину была проведена операция аортокоронарного шунтирования сердца, во время которой обязанности президента исполнял В. С. Черномырдин. К работе Б. Н. Ельцин вернулся только в начале 1997 года. В связи с различными недомоганиями впоследствии он часто госпитализировался в Центральную клиническую больницу, где для Ельцина была постоянно зарезервирована палата «люкс» под номером 7.

C 1997 по 1999 годы проводилась военная реформа, начало которой было положено президентским указом № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава ВС и других войск РФ на профессиональной основе».

В 1997 году Б. Н. Ельцин подписал указ о деноминации рубля, провёл в Москве переговоры с А. А. Масхадовым и подписал соглашение о мире и основных принципах взаимоотношения с Чеченской Республикой. В марте 1998 года объявил об отставке правительства Черномырдина и с третьей попытки, под угрозой роспуска Государственной Думы, провёл кандидатуру С. В. Кириенко. После дефолта 17 августа 1998 года, когда, через два дня после решительного заявления Ельцина по телевидению о том, что девальвации рубля не будет, рубль был девальвирован и обесценился в 4 раза, отправил в отставку правительство Кириенко и предложил вернуть Черномырдина. 21 августа 1998 года на заседании Госдумы большинство депутатов (248 из 450) призвали Ельцина добровольно уйти в отставку, в его поддержку выступили лишь 32 депутата. В сентябре 1998 года с согласия Государственной Думы Борис Ельцин назначил Е. М. Примакова на должность председателя правительства.

В мае 1999 года Государственная Дума безуспешно пыталась поставить вопрос об отрешении Ельцина от должности (пять обвинений, сформулированные инициаторами импичмента, в основном касались действий Ельцина во время первого срока). Перед голосованием по импичменту Ельцин отправил в отставку правительство Примакова, затем с согласия Государственной Думы назначил С. В. Степашина председателем правительства, однако в августе отправил в отставку и его, представив на утверждение кандидатуру В. В. Путина, мало известного в то время, и объявил его своим преемником. После обострения ситуации в Чечне, нападения на Дагестан, взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске Б. Н. Ельцин по предложению В. В. Путина принял решение о проведении в Чечне серии контртеррористических операций. Популярность Путина возросла, и в конце 1999 года Ельцин принял решение об отставке, оставив Путина исполняющим обязанности главы государства.

Отставка

31 декабря 1999 в 12 часов дня по московскому времени (что было повторено по основным телеканалам за несколько минут до полуночи, перед новогодним телеобращением) Б. Н. Ельцин объявил об отставке с поста президента Российской Федерации:

Дорогие друзья! Дорогие мои! Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам как президент России.

Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку.

Ельцин пояснил, что уходит «не по состоянию здоровья, а по совокупности всех проблем», и попросил прощения у граждан России.

Как видно из вышеприведённого текста обращения, Ельцин не произносил слов «Я устал, я ухожу»; тем не менее, эти слова часто приписываются ему.

«Дочитав последнюю фразу, он ещё несколько минут сидел неподвижно, и по лицу его лились слёзы», — вспоминает телеоператор А. Макаров.

Исполняющим обязанности президента был назначен председатель Правительства В. В. Путин, который сразу же после заявления Б. Н. Ельцина о собственной отставке обратился с новогодним обращением к гражданам России. В. В. Путин в тот же день подписал указ, гарантирующий Ельцину защиту от судебного преследования, а также значительные материальные льготы ему и его семье. Впоследствии указ был отменён в пользу принятия соответствующего Федерального Закона.

Критика

В 1999 году думская комиссия по импичменту заявила, что Ельцин сознательно проводил политику, направленную на ухудшение уровня жизни граждан, обвинив президента в геноциде:

Тяжёлые условия жизни народа России и значительное сокращение его численности явились следствием тех мер, которые были осуществлены в период с 1992 года под руководством и при активном участии президента Ельцина… Есть серьёзные основания считать, что сокращение численности населения также охватывалось намерением президента. Стремясь в конечном итоге добиться изменений в стране социально-экономического уклада и обеспечить с помощью нарождающегося класса частных собственников укрепления своей политической власти, президент Ельцин сознательно шёл на ухудшение жизненных условий российских граждан, с неизбежностью влекущее повышение смертности населения и сокращение его рождаемости…

При этом член комиссии депутат от КПРФ Виктор Илюхин заявил: «Ельцин осознанно не допускал хотя бы минимального улучшения материального состояния вымирающих народов России».

Однако руководитель центра демографии и экологии человека, Анатолий Вишневский охарактеризовал это утверждение как миф указав на то, что в 90-е не произошло ничего особенного, что могло повлиять на демографию, а увеличение показателей смертности связано с тем, что её сравнивают со временами Горбачёва, когда она сильно снизилась в результате антиалкогольной кампании.

Американский дипломат Джозеф Бёрнс критически отзывался о способности Ельцина к руководству страной:

Борис Ельцин, так смело выступивший против сторонников жесткого курса в августе 1991 г. и навсегда похоронивший советскую систему, став руководителем страны, оказался слабым, беспомощным лидером, неспособным навести порядок и заново отстроить российскую государственность.

Обвинения в разрушении обороноспособности страны

8 мая 1992 года была пересмотрена концепция конверсии. В новой редакции концепции 60 % оборонных предприятий переходили на самофинансирование. Конверсия стала идти очень быстрыми темпами, в результате чего государственный оборонный заказ уменьшился с 1991 по 1995 год в 5 раз.

В 1999 году депутат от фракции Яблоко Алексей Арбатов заявил, что с 1992 года началось резкое сокращение финансирования расходов на оборону, которое не сопровождалось преобразованиями в армии в ВПК. По словам Арбатова, до 1997 года военная реформа была «профанацией», а после дефолта 1998 года, «в реальном исчислении за период 1998—1999 годов военный бюджет сократился втрое». Арбатов сказал, что вина в этом лежит на Ельцине: «ни в какой иной области Президент не сосредоточил в своих руках столь огромных полномочий, как в управлении силовыми структурами. И ни в одной из них результаты не были столь плачевны». При этом Арбатов отметил, что Ельцин должен нести моральную, а не юридическую ответственность.

Внешняя политика

Внешняя политика Ельцина имела целью признание России как суверенного государства и была направлена с одной стороны на налаживание отношений со странами Запада и преодоление последствий холодной войны, с другой стороны — на построение новых отношений с бывшими советскими республиками, большинство из которых стали участниками СНГ.

24 декабря 1993 года Ельцин был избран председателем Совета глав государств СНГ. Во время правления Б. Н. Ельцина встречи на высшем уровне глав государств СНГ проводились несколько раз в год. В марте 1996 года Ельцин вместе с президентом Белоруссии А. Г. Лукашенко, президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым и президентом Киргизии А. А. Акаевым заключил договор об углублении экономической и гуманитарной интеграции, а в апреле 1996 года — договор о союзе России и Белоруссии. Это объединение несколько раз меняло название и статус, но до сих пор полностью не реализовано и существует больше «на бумаге». В последние годы правления выступал за создание единого экономического пространства.

В конце января 1992 Борис Ельцин выступил с инициативами по разоружению и заявил, что отныне оружие бывшего СССР не будет нацелено на города США.

В 1993 году, находясь с визитом в Польше, Борис Ельцин подписал польско-российскую декларацию, в которой «с пониманием» отнёсся к решению Польши вступить в НАТО. В декларации говорилось, что такое решение не противоречит интересам России. Подобные же заявления были сделаны Ельциным в Словакии и Чехии.

Строуб Тэлбот, первый заместитель Государственного секретаря США в 1994—2001, непосредственный участник переговоров, в своих мемуарах указывал на то, что в своей внешней политике «Ельцин соглашался на любые уступки, главное — успеть между стаканами…». Именно страстью Б. Н. Ельцина к спиртному и объясняется успех Б. Клинтона в достижении своих политических целей. Вот что об этом пишет в своей книге Тэлбот:

Клинтон видел в Ельцине политического лидера, полностью сосредоточенного на одной крупной задаче, — вогнать кол в сердце старой советской системы. Поддержать Ельцина так, чтобы он преуспел в решении этой задачи, было, в глазах Клинтона (и моих собственных) важнейшей целью, оправдывавшей необходимость смириться со многими куда менее благородными, а порой и просто глупыми вещами. Кроме того, дружба Клинтона и Ельцина сделала возможным для Соединённых Штатов достижение конкретных, трудных целей, которые не могли быть достигнуты через какие-либо другие каналы: ликвидация ядерного оружия на Украине, вывод российских войск из Балтии, получение согласия России на расширение НАТО, вовлечение России в миротворческую миссию на Балканах.

Известными внешнеполитическими шагами Ельцина были также следующие:

  • вывод российских войск из Германии;
  • выступал против бомбёжки Югославии, грозился «перенаправить» российские ракеты на США.

Правительства Ельцина

Вице-президент

  • Руцкой, Александр Владимирович — с июля 1991 года по декабрь 1993 года (фактически освобождён указом Ельцина 3 октября 1993 года)

Главы правительств

  • Силаев, Иван Степанович — c июня 1990 по сентябрь 1991 года
  • Лобов, Олег Иванович — фактически и. о. председателя с сентября по ноябрь 1991 года
  • с 6 ноября 1991 года по 15 июня 1992 года Ельцин сам возглавлял правительство
  • Гайдар, Егор Тимурович — и. о. председателя с июня по декабрь 1992 года
  • Черномырдин, Виктор Степанович — с декабря 1992 года по март 1998 года
  • Кириенко, Сергей Владиленович — с апреля по август 1998 года
  • Черномырдин, Виктор Степанович — и. о. председателя с августа по сентябрь 1998 года
  • Примаков, Евгений Максимович — с сентября 1998 года по апрель 1999 года
  • Степашин, Сергей Вадимович — с мая по август 1999 года
  • Путин, Владимир Владимирович — с августа 1999 года по май 2000 года

Руководители органов госбезопасности

  • Иваненко, Виктор Валентинович — c мая 1991 по январь 1992 года
  • Баранников, Виктор Павлович — с января 1992 по июль 1993 года
  • Голушко, Николай Михайлович — с июля 1993 по февраль 1994 года
  • Степашин, Сергей Вадимович — с марта 1994 по июнь 1995 года
  • Барсуков, Михаил Иванович — с июля 1995 по июнь 1996 года
  • Ковалёв, Николай Дмитриевич — с июня 1996 по июль 1998 года
  • Путин, Владимир Владимирович — с июля 1998 по август 1999 года
  • Патрушев, Николай Платонович — с августа 1999 по май 2008 года

Министры внутренних дел

  • Баранников, Виктор Павлович — с сентября 1990 по сентябрь 1991 года
  • Дунаев, Андрей Фёдорович — с сентября 1991 по январь 1992 года
  • Ерин, Виктор Фёдорович — с января 1992 по июнь 1995 года
  • Куликов, Анатолий Сергеевич — c июля 1995 по март 1998 года
  • Маслов, Павел Тихонович — и. о. министра в марте 1998 года
  • Степашин, Сергей Вадимович — c апреля 1998 по май 1999 года
  • Рушайло, Владимир Борисович — с мая 1999 года по март 2001 года

Министры иностранных дел

  • Козырев, Андрей Владимирович — с октября 1990 года по январь 1996 года
  • Примаков, Евгений Максимович — с января 1996 года по сентябрь 1998 года
  • Иванов, Игорь Сергеевич — с сентября 1998 года по февраль 2004 года

Министры обороны

  • Кобец, Константин Иванович — с августа по сентябрь 1991 года
  • с 16 марта по 18 мая 1992 года Ельцин сам исполнял обязанности министра обороны
  • Грачёв, Павел Сергеевич — с мая 1992 года по июнь 1996 года
  • Колесников, Михаил Петрович — и. о. министра с июня по июль 1996 года
  • Родионов, Игорь Николаевич — с июля 1996 года по май 1997 года
  • Сергеев, Игорь Дмитриевич — с мая 1997 года по март 2001 года

Итоги правления

За период президентства Бориса Ельцина

  • при помощи реформ Егора Гайдара осуществился переход на рыночную экономику, в связи с чем, в первую очередь, была решена проблема товарного дефицита и очередей, а также люди стали масштабно получать в частную собственность государственное имущество, советский строй заменили принципы либерально-демократической идеологии;
  • сформировались системы парламентаризма и местного самоуправления, утвердилась практика выборов в государственные органы власти;
  • у российских граждан появилась реальная возможность выезжать за границу, на практике реализовались свобода вероисповедания, свобода слова и другие закреплённые в новой всенародно принятой Конституции права, реабилитировалась Русская православная церковь;
  • Россия была принята в «Большую восьмёрку» и вступила в Совет Европы.

Борис Ельцин, как президент, критиковался за нестабильное положение экономики, снижение уровня жизни граждан, обострение социальных проблем и сокращение из-за этого численности населения. Однако, несмотря на то, что девяностые массово называются лихими, криминальная статистика разных десятилетий указывает, что по ряду показателей уровень преступности в двухтысячные годы был выше, чем в девяностые.

Деятели различных сфер указывают на сходство Бориса Ельцина и Рональда Рейгана и называют его Александром II двадцатого века.