Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Ландшафтный дизайн
Все про мебель
Сантехника

















Яндекс.Метрика





Сталинская архитектура

Сталинская архитектура — обобщающий термин для ретроспективной архитектуры эпохи правления И. В. Сталина в СССР с начала 1930-х годов до середины 1950-х годов.

Пришедшая на смену архитектуре авангарда в период правления И. В. Сталина, архитектурная политика 1930—1950-х годов способствовала становлению государственного монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру, неоклассике и ар-деко. Нередко сталинскую архитектуру, с её монументализмом, идеологичностью, культом героического прошлого, рассматривают в контексте тоталитарной архитектуры XX века и усматривают в ней типологически сходные черты с современной ей итальянской и немецкой архитектурой. Впрочем, в сталинской архитектуре обнаруживаются сходства и с неоклассическими направлениями первой половины XX века, например, застройкой США и североевропейским неоклассицизмом.

После окончания Второй мировой войны сталинская архитектура, достигшая своей зрелости и широко распространившаяся по городам СССР, проникла в страны Восточной Европы, Китай, КНДР.

В России начала XXI века наблюдается интерес к сталинской архитектуре, проявляющийся в её научном изучении, а также попытках её упрощенного копирования («новые сталинки») и реконструкции зданий. Сталинская архитектура встречала и встречает самые полярные оценки — от признания её выдающимся достижением советского и в целом мирового зодчества до полного отрицания в ней какой-либо эстетической и художественной ценности. В значительной степени подобные расхождения в оценках архитектурного стиля связаны с неоднозначностью оценки самого сталинского периода в истории СССР.

Краткая характеристика направления

Отличительные черты стиля: комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики.

  • ансамблевая застройка улиц и площадей;
  • развитие традиций русского классицизма;
  • использование мотивов итальянского ренессанса и палладианства;
  • ставка на симметрию и иерархию корпусов;
  • использование архитектурных ордеров и их вольная трактовка (например, добавление в капители звёзд);
  • барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, а также на темы триумфа и регалий власти (фасции, ликторские топорики, венки, копья и т. д.);
  • синтез архитектуры, скульптуры и живописи;
  • использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.

Возникновение и развитие направления

Периодизация

В советской архитектуре 1918—1955 гг. выделяется два периода:

  • Период с 1918 по 1932 годы был временем архитектурного авангарда, когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма. В это время существовал активный обмен идеями и проектами между западными и российскими архитекторами, отталкивавшимися от архитектурного наследия предшествующих эпох.
  • После этого произошёл переход к отчетливо ретроспективной архитектуре, которую можно условно именовать «советским монументальным историзмом» (по выражению А. Ю. Броновицкой). Границей перехода к новой архитектуре стал, во-первых, конкурс на проектирование Дворца Советов, после завершения которого подавляющее большинство новых архитектурных объектов строилось в новом стиле (с лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект, созданный в стиле строгого конструктивизма), и, во-вторых, массовый снос дореволюционных исторических зданий в Москве (ноябрь 1934 года). В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Это создание дворцов культуры, спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев и пионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов. «Советский монументальный историзм» в целом обрёл окончательные черты к концу 1930-х годов и распространился на многие крупные и малые провинциальные города уже в послевоенное время. В главных чертах, это архитектурное направление сформировалась в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и выявили ярких талантливых художников. Работы победителя этих конкурсов — Б. М. Иофана, стали яркой страницей предвоенной архитектуры. Вторым направлением архитектуры 1930-х стала неоклассика, неоренессанс, во главе с И. В. Жолтовским.
  • Уже в период Великой Отечественной войны архитекторы начинают работать над проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы. В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими примерами являются Главное здание МГУ, комплекс павильонов ВСХВ, здание МИД СССР на Смоленской-Сенной площади.

Переходный период

Переход от авангарда к «монументальному классицизму» (1931—1938 гг.) не был одномоментным: некоторые специалисты считают архитектуру этого периода постконструктивизмом, другие исследователи называют его советским вариантом ар-деко. Примером архитектуры переходного периода является здание Фрунзенского универмага в Ленинграде, Академии РККА им. М. В. Фрунзе и хорошо известный «Дом на набережной» в Москве. Сооружения этого времени, относительно декорированные внешне, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями.

Закат монументального историзма

Завершение периода архитектуры «советского монументального историзма» произошло после выхода инициированного Н. С. Хрущёвым Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а также целый ряд других программных документов («О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства», «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» и другие). После этого началась коренная перестройка советской архитектуры и строительной отрасли, связанная с переходом на широкую индустриализацию, стандартизацию и унификацию, необходимую для скорейшего удовлетворения населения страны жильем и общественно-бытовыми учреждениями. Сталинская архитектура к этому времени по ряду оценок достигла своего кризиса, наметилась тенденция к «тиражированию» одних и тех же декоративных решений, часто не только ухудшавшая художественный уровень исполнения отделки фасадов, но и удорожавшая работы по сооружению зданий, что оценивалось особенно негативно в свете запланированного перехода к массовому жилищному строительству. Новая архитектура более аскетична, «функциональна», опиралась на сравнительно небольшой круг типовых проектов и предполагала массовое строительство с использованием произведенных на строительных заводах стандартных блоков и конструкций. Это обусловило полную смену парадигмы советского градостроения, переход к качественно иной структуре жилых районов, появление новых методов проектирования и строительства. Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, реализация этой программы привела к массовому упрощению проектов, снижению их эстетических качеств и фактическому сужению простора для творчества архитекторов по сравнению с «тоталитарным» сталинским периодом.

Несмотря на это, здания по «сталинским» проектам с упрощённым декором продолжали возводиться во многих городах ещё в конце 1950-х — начале 1960-х годов, параллельно со строениями в новом официальном стиле. Например, застройка центрального района Дзержинска началась в 1958—1959 годах с возведения по улице Ленина со стороны Дома Культуры Химиков типичных «сталинок» с отсутствующими декоративными элементами на фасадах, а завершилась в 1964—1966 годах уже типичными пятиэтажными «хрущевками» со стороны улицы Гайдара, при сохранении в общих чертах исходной планировки по проекту архитекторов Л. А. Салищева и А. Ф. Кусакина середины 1950-х годов.

Элементы различных стилей в сталинской архитектуре

Ар-деко

В сталинской архитектуре ар-деко занимает особое место. Практически все крупные объекты и ансамбли в Москве — библиотека им. В. И. Ленина, довоенные павильоны ВСХВ и станции Московского метрополитена, а также высотные здания 1940-50-х гг — по своим особенностям и конструктивно-художественным решениям несут в себе черты стиля ар-деко. В довоенной Москве стиль ар-деко занял лидирующее место в архитектуре в ходе проектирования здания Дворца Советов. В архитектуре Московского метрополитена стиль ар-деко наиболее ярко был представлен станциями «Дворец Советов» (Кропоткинская), «Сокол», «Аэропорт», «Маяковская» и др. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов В. Г. Гельфрейха, А. Н. Душкина, А. Я. Лангмана, Е. А. Левинсона, Б. М. Иофана, Д. Ф. Фридмана, В. А. Щуко и др. В мировом масштабе советская версия ар-деко стала известна благодаря выставочным павильонам СССР на Всемирных выставках 1937 и 1939-х гг.

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие ар-деко приобрёл ярко выраженные черты ретроспективизма, при этом сохраняя основные принципы стиля: современное конструктивное решение, закономерность и чёткость, национальные мотивы и роскошные (дорогие) отделочные материалы. Такими примерами стали почти все послевоенные станции Московского метрополитена, высотные здания, общее художественное решение реконструированной ВСХВ, ряд зданий в Москве, Минске и в других городах СССР. Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля, стала первая очередь Петербургского метрополитена.

  • Дом Советов, Санкт-Петербург, 1939, арх. Н. А. Троцкий, М. А. Шепилевский и др.

  • Станция «Маяковская» Московского метрополитена

  • Театр Красной Армии, Москва, архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев

  • Новосибирский оперный театр

  • Жилой дом на Котельнической набережной

  • Станция «Автово» Петербургского метрополитена

  • Комплекс «Ворота Минска» на Привокзальной площади Минска

Неоклассицизм

В сталинской архитектуре неоклассика занимала центральную и лидирующую роль наряду с ар-деко. Советский неоклассицизм основывался на наследии античности и ренессанса, и развивался благодаря активной позиции еще дореволюционных мастеров. Основоположниками советского неоклассицизма стали такие выдающиеся архитекторы как И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев и др. Характерная ансамблевость и целостность образа стала основой для последующего развития сталинской архитектуры, что было отражено в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. Одним из самых первых зданий в стиле неоклассицизма стал знаменитый дом на Моховой, построенный по проекту И. В. Жолтовского, и восходящий к стилю Палладио. Это, по выражению Виктора Веснина, был «последний гвоздь в гроб конструктивизма». В период с 1931 по 1955 год в стиле неоклассицизма были значительно перестроены такие большие транспортные магистрали, как улица Горького, Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты, Садовое кольцо и др. В послевоенной архитектуре неоклассицизм стал определяющим стилем в планировке и застройке таких восстанавливаемых городов, как Калинин, Минск, Сталинград и др. К сталинской неоклассике относятся почти все серии типовых двух- и трёхэтажек, именуемых в народе «немецкими» домами, которые, вопреки слухам, являются произведениями советских архитекторов. Уже к началу 1950-х годов неоклассицизм «переродился» в сталинский ампир, а в 1955 году, наряду со всей архитектурной традицией, неоклассицизм был практически запрещён как развивающийся стиль.

  • Дом на Моховой (1932—1934)

  • Здание Кабинета министров Украины, арх. И. А. Фомин, Киев

  • Самарский академический театр оперы и балета

  • Ленинградская школа (1947), архитектор М. А. Шепилевский

  • Реконструированный дом № 68 на Невском проспекте. 1947—1950. Архитекторы: Б. Н. Журавлёв и И. И. Фомин

  • Белорусский национальный технический университет в Минске

  • Павильон РСФСР на ВСХВ

  • Железнодорожный вокзал в Харькове

Ампир

Здания в стиле ампир (так называемый «сталинский ампир») логично продолжили традиции первого этапа стиля, длившегося почти большую часть XIX века. Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и существенно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди разных профессий. Фасады подчёркнуты укрупнённым композитным ордером, и очень часто применялся в цокольных этажах руст. Главным отличительным примером сталинского ампира является портик и парадная фасадная композиция. Часто термином «сталинский ампир» огульно именуют и сталинские высотки, и ансамбли ВСХВ, и оформление станций Московского метрополитена, которые являются ампирными только отчасти, в целом же представляют собой примеры ретроспективизма с привкусом ар-деко.

  • Главный вход в ЦПКиО им. Горького в Москве

  • Реконструированное здание Моссовета на Тверской улице. Автор реконструкции — Д. Н. Чечулин

  • Главный павильон ВСХВ

  • Главный павильон ВДНХ Украины

  • Арка Сестрорецкого курорта, архитектор В. Д. Кирхоглани

  • Волгоградский планетарий (1954), архитектор В. Н. Симбирцев,

  • Свердловский горсовет (1947—1954), архитекторы Г. А. Голубев, М. В. Рейшер

  • Гостиница «Севастополь» в Севастополе (1950—1959), архитектор Ю. А. Траутман

Эклектика и постройки в других стилях

Сталинская архитектура, будучи интернациональным направлением в искусстве, в архитектуре выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, соответствующих каждому национальному направлению республик и областей. Наиболее ярко это движение было выражено в элементах декоративного оформления Высотных зданий, станций метрополитена, в республиканских и областных центрах и т. д. Самым главным примером подобного подхода стал ансамбль Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки, реконструированный в 1950—1954-х гг. Будучи решённым в общем стиле ар-деко, каждый павильон выставки представлял собой выражение каждого региона или отрасли, что давало архитекторам серьёзную задачу работы в нескольких архитектурных стилях одновременно. Особенно яркими работами стали павильоны по проекту Жукова, Полупанова, Кликса, Ревякина, Ашастина, Ефимова и др. авторов. К числу лучших примеров в довоенной архитектуре СССР относятся: Театра оперы и балета в Ташкенте, здания Верховного совета и ИМЭЛа в Тбилиси, застройка центральных площадей в Ереване, административные и гражданские сооружения в Баку и в др. городах.

  • Здание Национальной библиотеки им. М. Ф. Ахундова. Архитектор Микаил Усейнов

  • Большой театр имени Алишера Навои в Ташкенте

  • Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова в Ереване. Архитектор: А. О. Таманян

  • Павильон «Армения» на ВСХВ

Тоталитаризм и архитектура

Архитектуру сталинского периода отдельные авторы относят к одному из наиболее масштабных проявлений тоталитарной архитектуры (наряду с нацистским неоклассицизмом). Историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий отмечает, что тоталитаризм архитектуры данного периода заключался не в стилистике неоклассицизма, использовавшейся и ранее, а в лишении архитекторов право на индивидуализм в работе. Партийные функционеры отвергали авангард и другие современные течения, таким образом единственными вариантами оказывались эклектика и историзм.

Сталинская архитектура в городах России

  • В Москве — «сталинские высотки» (здания МГУ, МИД и Министерства транспорта, жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади, гостиницы «Ленинградская» и «Украина»), Архитектурные сооружения ВДНХ. Ансамбли Тверской улицы, Кутузовского, Ленинского, Ленинградского проспектов, проспекта Мира, Краснопрудной, Русаковской, Щербаковской и других улиц, Лубянской, Суворовской и других площадей Садового кольца. Архитектура канала имени Москвы. Архитектура станций Московского метрополитена второй — пятой очередей.
  • В Санкт-Петербурге (Ленинграде) — Дом Советов, ансамбли Московского проспекта, проспекта Энгельса, проспекта Стачек, Ивановской улицы, квартал в районе Наличной улицы и Большого проспекта Васильевского острова, площади Калинина, Светлановская, Комсомольская, Заневская; станции первой очереди Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена, ансамбль привокзальной площади Колпино, вокзал в Пушкине. В Санкт-Петербурге сталинская архитектура характеризуется меньшей этажностью, нежели в Москве. Среди самых высоких домов, выполненных в этом стиле, — дом 190 по Московскому проспекту (дом со шпилем) у метро «Парк победы» и дома 46, 44 по ул. Кузнецовской. В петербургских домах высота редко превосходит 12 этажей, основной массив застройки — 5-8-этажные здания. Конструктивно здания представляют собой кирпичные, как правило, прямоугольные в плане строения с заглубленным на 1,5-2 метра фундаментом и эксплуатируемым подвалом, материал стен — кирпич или шлакоблок, оштукатуренный снаружи по стальной сетке. Материал перекрытий в домах довоенной постройки — деревянные пропитанные балки, после войны — бетонные балки с желобами. Внутри стены и перекрытия оштукатуривались по деревянной дранке, на пол, как правило, укладывалась керамическая плитка и паркет по лагам, в жилых помещениях применялась листовая сухая штукатурка и фанера, полости обычно засыпались шлаком. Дома в основном имеют металлическую двускатную или шатровую кровлю по деревянной стропильной системе с высотой чердака от метра до трех в коньке. Чердачные помещения, как правило, засыпались шлаком в целях теплоизоляции. Лестничные марши сборные; по стальным или бетонным направляющим укладывались бетонные ступени. В большинстве домов выше трех этажей предусмотрены лифты. Дверные и оконные заполнения, как правило, деревянные двустворчатые.
  • В Сочи — ансамбль проспекта Сталина (ныне Курортного), гостиница Приморская, Дача Сталина в Мацесте, здания Зимнего и Летнего театра, Сочинский художественный музей, здание морского и железнодорожного вокзалов.
  • В Нижнем Новгороде (Горьком) — Дом связи, Центральный универмаг. Ансамбли площадей: Горького, Железнодорожников и Революции. Ансамбль Соцгорода Горьковского автозавода. Проспекты: Кирова и Октября.
  • В Волгограде (Сталинграде) — Аллея Героев, ансамбль набережной, площади Павших борцов, проспект Ленина, ансамбль по улице Рабоче-Крестьянская, дома 31, 33, 35, 37 и 39, ансамбль улицы Мира, ансамбль улицы Советской, театр Драмы, педагогический университет, планетарий, железнодорожный вокзал, Волго-Донской судоходный канал.

Международное влияние

Сталинская архитектура оказала влияние на архитектуру социалистических стран. Известный пример такого влияния — Дворец культуры и науки в Варшаве (построено по советскому проекту).

В отличие от СССР, в Китае и КНДР строительство зданий в духе сталинской архитектуры продолжалось ещё многие десятилетия после смерти Сталина.

  • Дворец культуры и науки (Варшава, 1952—1955), арх. Л. В. Руднев

  • Дом народных собраний (Пекин, 1959)

  • Пхеньянский вокзал

  • В Берлине — Мемориальный комплекс в Трептов-парке, Карл-Маркс-аллее (бывшая аллея Сталина), здание посольства РФ на ул. Унтер-ден-Линден, 63.
  • В Бухаресте — Дом свободной прессы, Дворец Парламента.
  • В Варшаве — Дворец науки и культуры, район улицы Маршалковской.
  • В Каире — правительственное здание «Могамма» на площади Тахрир.
  • В Софии — Партийный дом, Президентский дворец, здание Совета министров.
  • В Улан-Баторе — Дворец правительства, здание Министерства иностранных дел Монголии, вокзал
  • В Хельсинки — советское посольство
  • В Шанхае — Шанхайский выставочный центр

Известные архитекторы — представители стиля

  • Алабян, Каро Семёнович
  • Гельфрейх, Владимир Георгиевич
  • Голубев, Александр Николаевич
  • Гольц, Георгий Павлович
  • Душкин, Алексей Николаевич
  • Жежерин Борис Петрович
  • Жолтовский Иван Владиславович
  • Иофан, Борис Михайлович
  • Кочар, Геворг Барсегович
  • Лангбард, Иосиф Григорьевич
  • Мезенцев, Борис Сергеевич
  • Мержанов, Мирон Иванович
  • Минкус, Михаил Адольфович
  • Мотылёв, Михаил Иванович
  • Поляков, Леонид Михайлович
  • Посохин, Михаил Васильевич
  • Руднев, Лев Владимирович
  • Рухлядев, Алексей Михайлович
  • Симбирцев, Василий Николаевич
  • Троцкий, Ной Абрамович
  • Федоровский, Фёдор Фёдорович
  • Фомин, Иван Александрович
  • Чечулин, Дмитрий Николаевич
  • Шепилевский, Модест Анатольевич
  • Щуко, Владимир Алексеевич
  • Щуко, Георгий Владимирович
  • Щусев, Алексей Викторович
  • Улинич, Борис Яковлевич