Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Ландшафтный дизайн
Все про мебель
Сантехника

















Яндекс.Метрика





Расин, Жан

Жан-Батист Расин (фр. Jean-Baptiste Racine, 21 декабря 1639 года — 21 апреля 1699 года) — французский драматург, один из трёх величайших драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра». Член Французской академии (1673).

Биография

Жан-Батист Расин родился 21 декабря 1639 года в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615—1643) и был крещён на следующий день в городе Ла-Ферте-Милон (графство Валуа, ныне департамент Эн). В 1641 году при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта, Мари) умерла мать. Отец вторично женился, но через два года умер в возрасте двадцати восьми лет. Воспитывала детей бабушка.

В 1649 году поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году принят учеником в аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря которым стал превосходным эллинистом. Источником вдохновения для него стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом.

После обучения в парижском коллеже Аркур в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переехал к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 году (по другой версии — в 1663 году) он вернулся в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» (La thebaïde, ou les frères ennemis), и «Александр Великий» (Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 годах.

В последующие два года Расин приобрел связи при королевском дворе, в частности, обрёл покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан, что открыло ему путь к личной дружбе с королём Людовиком XIV.

Драматург скончался 21 апреля 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Творчество

Будучи наследником классической традиции, Расин брал темы в истории и античной мифологии. Сюжеты его драм рассказывают о слепой, страстной любви. Его драмы обычно относят к неоклассической трагедии; в них соблюдён традиционный канон жанра: пять действий, единство места и времени (то есть протяжённость изображаемых событий укладывается в один день, и они привязаны к одному месту).

Сюжеты пьес лаконичны, всё происходит только между персонажами, внешние события остаются «за кадром» и отражаются лишь в сознании героев, в их рассказах и воспоминаниях, они важны не сами по себе, а как психологическая предпосылка их чувств и поведения. Основные черты поэтики Расина — это простота действия и драматизм, строящийся целиком на внутреннем напряжении.

Количество слов, использованных Расином в пьесах невелико — около 4 000 (для сравнения, Шекспир использовал порядка 30 000 слов).

Произведения

  • 1660 — (фр. Amasie)
  • 1660 — (фр. Les amours d’Ovide)
  • 1660 — «Ода на выздоровление короля» (Ode sur la convalescence du roi)
  • 1660 — «Нимфа Сены» (La Nymphe de la Seine)
  • 1685 — «Идиллия мира» (Idylle sur la paix)
  • 1693 — «Краткая история Пор-Рояля» (Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
  • 1694 — «Духовные песни» (Cantiques spirituels)

Пьесы

  • 1663 — «Слава музам» (фр. La Renommée aux Muses)
  • 1664 — «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis)
  • 1665 — «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand)
  • 1667 — Андромаха
  • 1668 — Сутяги («Челобитчики»)
  • 1669 — Британик
  • 1670 — Береника
  • 1672 — Баязет
  • 1673 — Митридат
  • 1674 — Ифигения
  • 1677 — Федра (перевод И. Б. Чеславский (1821))
  • 1689 — Эсфирь
  • 1691 — Гофолия («Афалия»)

Издания

  • Расин Ж. Трагедии / Издание подготовили Н. А. Жирмунская, Ю. Б. Корнеев. — Новосибирск: Наука, 1977. — 431 с. Тираж 100 000 экз. (Литературные памятники)