Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Ландшафтный дизайн
Все про мебель
Сантехника

















Яндекс.Метрика





Гомосексуальный образ жизни

Гомосексуальный образ жизни или гомосексуальный стиль жизни (англ. gay lifestyle, также homosexual lifestyle) — выражение, используемое для описания стиля жизни, сформированного обеспеченными городскими гомосексуалами во второй половине XX века в США и других развитых странах.

Гомосексуальный образ жизни как потребительская культура

На волне движения за гражданские права, начавшегося в 1960-е года в США, молодые гомосексуальные люди стали более открытыми и начали формировать собственную гомосексуальную идентичность в противопоставлении гетеросексуальным нормам. Обеспеченные городские гомосексуалы на основе потребительского стиля жизни создали свой, гомосексуальный, стиль жизни. Они позиционировали себя как потребители различных товаров и услуг, в том числе театра, кино, одежды и туризма. Гей-кварталы стали притягивать к себе учреждения общественного питания для бездетной богатой публики, винные бутики, антикварные и книжные магазины. Гомосексуальный стиль жизни породил особый класс потребителя — бездетного и имеющего свободное время, как правило, белого мужчины. Одним из объектов престижа этого потребителя являются отпуски в экзотических местах и на солнечных пляжах. В то же время данные образы применимы лишь к отдельным геям и лесбиянкам, и некоторые гомосексуалы, образ жизни которых не вписывается в описанные представления, могут чувствовать себя отчуждёнными от ЛГБТ-сообщества. С конца 1970-х годов гомосексуальному стилю жизни уделяется всё больше внимания в гей-прессе.

«Энциклопедия гомосексуальности» (1990) отмечает, что жизнеспособность гомосексуального образа жизни как альтернативной субкультуры связана с возможностью открытого презрения норм нетерпимого по отношению к самим гомосексуалам общества. Формирование особого гомосексуального образа жизни произошло в 1960-х годах в США в результате «гей-освободительного движения». Отказ от гетеросексуальности и от всего, что с ней было связано, в том числе, и от традиционного гендерного распределения ролей, привёл к формированию нового набора ценностей и стандартов. Критериями формировавшегося городского gay lifestyle 1970-х стали характерный стиль одежды, особые бары, бани и курорты, подписка на гей-прессу и участие в общественных мероприятиях политического содержания. Вместе с тем, гомосексуальный образ жизни 1970-х характеризовался свободой от гетеросексуального брака, сексуальными отношениями без обязательств, сексуальными экспериментами и большим уровнем толерантности к сексуальной распущенности, а также периодическим посещением митингов, демонстраций и различных собраний. Под влиянием СМИ такая американская модель гомосексуального образа жизни в течение 1970-х годов распространилась на Западную Европу и страны третьего мира, влившись в общую «американизацию», потакающую культуре потребления и удовольствий. Уголовное преследование однополых отношений способствовало гедонистическому образу жизни, связанному с наркотиками, промискуитетом и постоянным поиском удовольствий. В 1980-е годы после возникновения эпидемии СПИДа усилилась популяризация идеи моногамии и её принятие в качестве нормы для определённой части гомосексуалов.

Термин «образ жизни» (англ. lifestyle) описывает различные индивидуальные модели мышления и поведения (ежедневные рутинные действия, мнения, ценности, интересы, потребности и восприятия), характеризующие различия у потребителей. Кроме того, термин lifestyle непосредственно связан с модой (трендами).

Австралийский учёный и активист за гражданские права Деннис Альтман отмечает, что стиль жизни гомосексуалов 1970-х годов дал начало авангардной моде в популярной культуре. По его мнению, гомосексуальный стиль жизни являлся «продуктом современного городского либерального капитализма».

Социолог Энтони Гидденс со ссылкой на Кеннета Пламмера пишет, что гомосексуальность как образ жизни в современной западной культуре характерна для лиц, которые, отделившись от «гетеросексуального сообщества», принадлежат гомосексуальной субкультуре, ставшей важнейшей частью их жизни. Согласно сексологу Эрвину Хеберле, гомосексуалы, получив от общества определённый ярлык, сами усваивают определённый стиль поведения, интегрируя себя в гомосексуальную субкультуру, предлагающую им готовые жизненные сценарии. При этом они сами начинают усваивать ту модель поведения, которая от них ожидается обществом.

Результаты маркетингового исследования условий обслуживания для клиентов-геев показывают, что равенство, индивидуализм и разнообразие являются важнейшими аспектами для гей-субкультуры. Дополнительно на модель потребления таких клиентов влияют взаимодействие с друзьями, гетеро- и гомосексуальный культурный интерфейс.

Теория перегрузки

До открытия ВИЧ и детального описания эпидемиологии и механизмов ВИЧ-инфекции (в частности, до описания в 1983 г. передачи ВИЧ при гетеросексуальных половых контактах) гомосексуальный образ жизни как комбинация из употребления наркотиков, вредных привычек, болезней, передающихся половым путём в результате беспорядочных половых связей, в рамках устаревшей «теории перегрузки» (англ. overload theory) рассматривался в качестве причины развала иммунной системы, в свою очередь вызывавшей заболевание СПИДом, или, как оно называлось до 1983 года — GRID (гей-связанный иммунный дефицит, англ. Gay-Related Immune Deficiency).

Гомосексуальный образ жизни как объект критики

Выражение «гомосексуальный стиль жизни» используется организациями экс-геев. Американская правозащитная организация Southern Poverty Law Center так это описывает:

В лексиконе экс-геев слово gay («гей») всплывает лишь во фразе gay lifestyle («гомосексуальный образ жизни»), под которым большей частью понимается гедонистическая смесь из сексуальных контактов на одну ночь и болезней, передающихся половым путём, ведущих к ранней смерти и увяданию юношеской красоты. Движение экс-геев не имеет понятий, описывающих реальный мир, в котором геи и лесбиянки выбираются на государственные посты, появляются в телевизионных шоу и создают семьи.

Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть] About the only time the word "gay" appears in the ex-gay lexicon is in the phrase "gay lifestyle", which is largely seen as describing a hedonistic mix of one-night stands and sexually transmitted diseases that culminates in early death or abandonment when youthful beauty fades. The ex-gay movement has little language to describe the real world in which lesbians and gays hold elected office, appear on TV shows and raise families.

Среди стадий «вовлечения в гомосексуализм», выделяемых организацией экс-геев Exodus Global Alliance, последняя называется «гомосексуальный стиль жизни». Под этой стадией в организации понимают проникновение в «гей-субкультуру» (например, работа в заведениях для гомосексуалов, наличие гомосексуальных друзей и прочее), в которой гомосексуал может найти определённую поддержку.

Стереотипность выражения

Выражение «гомосексуальный образ жизни» рассматривается многими гомосексуальными людьми в качестве унизительного ярлыка, при произношении которого у людей возникают типичные картины промискуитета и гей-парадов. Описанные представления активно культивируются средствами массовой информации, что способствует их ещё большему укоренению. Например, при трансляции сообщений о проведении прайд-парадов телевизионные камеры, как правило, фиксируют наиболее вызывающих и шокирующих участников шествий. В общем случае стереотипизация «гомосексуального образа жизни» является случаем редукционизма (примитивного упрощения) понятия гомосексуальной ориентации. Кроме того, использование термина «гомосексуальный образ жизни» подразумевает, что все геи, лесбиянки и бисексуальные люди якобы ведут одинаковый образ жизни и что их сексуальная ориентация является их осознанным выбором и поэтому может и должна подлежать изменению.

Общее представление о гомосексуальном образе жизни как о жизни, в которой нон-стоп чередуются вечеринки, беспорядочный секс и наркотики, берёт своё начало в 1970-е годы, когда общество не знало ВИЧ и некоторые люди (как гомосексуальные, так и гетеросексуальные) были более свободны в своём сексуальном поведении. Безусловно, в ЛГБТ-сообществе найдутся такие представители, для которых характерно весьма опасное сексуальное поведение, однако это же можно сказать и о гетеросексуалах. Вместе с тем было бы ошибочно утверждать о существовании особого гомосексуального, равно как и гетеросексуального образа жизни.

«Энциклопедия гомосексуальности» (1990) отмечает, что термин «образ жизни» более характерен для журналистов, нежели для социологической науки и является проблемным в виду того, что в одном человеке могут перекрываться разные образы жизни, также как и при ближайшем рассмотрении образ жизни, кажущийся однородным, может распадаться на множество явлений.

В справочнике GLAAD для СМИ в списке «терминов, которые следует избегать» присутствует «гомосексуальный образ жизни»:

Не существует единого образа жизни лесбиянок, геев или бисексуалов. Лесбиянки, геи и бисексуалы разнообразны в том, как они ведут свою жизнь. Фраза «гомосексуальный образ жизни» используется для очернения лесбиянок, геев и бисексуалов, и предполагает, что их ориентация является выбором и, следовательно, может и должна быть «вылечена».

Промискуитет

Количество сексуальных партнёров

Существует представление о том, что гомосексуальность связана с промискуитетом. Некоторые исследования показывают его справедливость, некоторые, напротив, утверждают, что краткие и поверхностные гомосексуальные связи оказываются характерны лишь для некоторых, но далеко не для всех однополых отношений; и многие геи и лесбиянки строят долгосрочные отношения и живут как семья.

Л. C. Клейн, ссылаясь на ряд исследований, называет следующие цифры сексуальных партнёров: «В 1971 г. каждый седьмой немецкий гомосексуал («швуле») имел свыше 600 партнёров — правда, не за год, как уверяли цитированные выше доктора, а в течение жизни (Dannecker und Reiche 1974: 236). В 1981 г. за год сменила не менее пятерых партнёров половина гомосексуальных студентов, тогда как среди гетеросексуальных с такой скоростью меняли партнёрш только 5% студентов (Clement 1986: 111-112). В десять раз меньше. В США среднее количество партнёров гомосексуала за всю жизнь 50, тогда как у гетеросексуала среднее количество партнёрш только 4 (Michael et al. 1994). <...>. Между тем 90% гетеросексуальных женщин США и более 75% гетеросексуальных мужчин показали, что вообще не имели внебрачных половых связей (Michael et al. 1994) <..> Однако <..> всё большее число предпочитает другие виды сношений и вообще «безопасный секс», а особенно большая тяга ощущается к постоянному партнёру, к созданию гомосексуальных пар, «семей» в кавычках и без (там, где это разрешено законом). <..> Из 50 гомосексуалов, обследованных Лиддикоутом (Boczkowski 1988: 143), 22 (то есть почти половина) имели постоянных партнёров св. 5 лет, из них два св. 10 лет и шесть свыше 15 лет. Десять лет социолог М. Бохов проводит обследование немецких «голубых». Вот результаты по 3048 анкетам за 1996 год. Более половины, 53 процента, показали, что в этом году они жили с постоянным партнёром, при чем 22 процента — только с одним, без «измен». Опрос о количестве партнёров выяснил: 16% имели контакт только с одним человеком, ещё 27 % с несколькими (от двух до пяти), 16 % — от шести до десяти и 24 % — со многими (более 20 партнёров за год). Это меньше, чем в 1993 году (44 %), но всё-таки почти четверть! Четыре пятых практикуют анальные сношения, но только четверть — без средств защиты (Bochow 1993; Polzer 1997).».

Сексолог и социолог И. С. Кон суммирует результаты ряда исследований однополых отношений:

«По данным разных исследователей, в конце 1970-х гг. от 40 до 60 % американских геев имели более или менее стабильные парные отношения и приблизительно половина из них жили совместно, а 8 % женских и 18 % мужских пар жили совместно свыше 10 лет. По данным другого американского опроса, больше 10 лет существовали 14 % женских и 25 % мужских пар. Две трети голландских геев в момент опроса состояли в долгосрочных партнерских отношениях, со средней продолжительностью около 6 лет. Среди опрошенных в 1987 г. немецких геев никогда не имели постоянных отношений меньше 4 %. В момент опроса 59 % имели стабильные отношения, но у многих из них эта дружба началась не больше, чем год назад. В восточной Германии в 1990 г. постоянного партнера имели 56 % гомосексуалов, 48 % из них вели общее хозяйство и ещё 36 % хотели бы его вести. У 35 % 30-40-летних мужчин длительность сожительства была свыше трех, у 24 % — свыше пяти и у 10 % — свыше 10 лет. В Англии конца 1980-х годов партнерские отношения имели от 57 % до 65 % геев, их средняя длительность составляла 4 года, максимальная — 38 лет».

Люди гомосексуальной ориентации могут как выражать, так и не выражать её в сексуальной активности. Часть гомосексуалов имеют однополые сексуальные отношения, другие могут иметь гетеросексуальные и бисексуальные отношения или вообще никаких (жить в сексуальном воздержании). Согласно широкомасштабному исследованию в США 2006—2008 годов 15 % женщин и 12 % мужчин, называющих себя гомосексуальными (или бисексуальными), никогда не имели опыта однополых отношений.

Продолжительность отношений

Большинство ранних исследований показывают, что гомосексуальные люди имеют большее количество сексуальных партнёров, чем гетеросексуальные. Так, согласно Loney (1972), мужчины-геи имеют за свою жизнь 194 сексуальных партнёра мужского пола и 1,3 партнёра женского пола, а лесбиянки имеют в течение жизни 3,7 партнёрш и 5,3 партнёров. Исследования Сагира и Робинса (1973) показывают, что более 75 % гомосексуальных мужчин имеют более 30 партнёров в течение своей жизни. Кроме того, исследователи показывают, что отношения геев и лесбиянок редко длятся дольше 6 лет. Белл и Вайнберг (1978) делают вывод о том, что у половины гомосексуальных мужчин сексуальные акты происходят, в основном, с партнёрами, которых они видят впервые.

Интересным для сравнения в этом отношении является исследование Блумштайна и Шварца (Blumstein/Schwartz, 1983), делающее выводы о том, что средняя продолжительность отношений американских гетеросексуальных пар, не заключавших брак, составляет от 5 до 8 лет. При этом дольше 10 лет вместе живут лишь 2 % таких пар.

В то же время многие ранние исследования сексуального поведения гомосексуальных людей подвергаются критике. Например, в исследовании Сагира и Робинс 1973 года, которое утверждает, что лишь 15 % геев и 17,3 % лесбиянок имели хотя бы раз в жизни связь, длящуюся более трёх лет, принимали участие лишь 89 геев и 57 лесбиянок из Сан-Франциско и Чикаго. В исследовании Loney был 31 мужчина и 11 женщин в выборке A, 29 мужчин в выборке B. Белл и Вайнберг предупреждают в своей книге, что их выборка нерепрезентативна и не позволяет распространить их выводы ни на гомосексуалов, проживающих в месте проведения опроса, ни на гомосексуалов вообще.

Опубликованное в 2003 году Амстердамское исследование, согласно которому средняя продолжительность отношений гей-пары составляет полтора года, в течение которых партнёры имеют в среднем около 12 сексуальных контактов на стороне, часто приводится как обоснование того, что однополые пары не стремятся к созданию долговременных моногамных союзов. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Amsterdam Cohort Study, набор респондентов для исследования проходил в несколько этапов. На первом этапе с октября 1984 года по апрель 1985 года к исследованию привлекались лишь респонденты 18-65 лет, имеющие как минимум двух сексуальных партнёров за последние полгода. С апреля 1985 по февраль 1988 года опрашивались лишь респонденты с серонегативным результатом на ВИЧ. С февраля 1988 по декабрь 1998 проводилось исследование респондентов, инфициированных ВИЧ-1. Дополнительно в 1995 году началась кампания по привлечению молодых респондентов до 30 лет. В феврале 1996 года все собранные ранее данные о ВИЧ-отрицательных респондентах были исключены из исследования[уточнить].

Существуют, однако, и совсем другие исследования (например, Даннекер/Райхе, 1974; МакУайтер/Мэттисон, 1984; Кёлльнер, 1990 и др.), ставящие под сомнение выводы о неспособности гомосексуалов строить долговременные отношения. Исследования Томаса Хертлинга из Университета Мюнхена, опубликованные в 2011 году, показывают, что 49,5 % респондентов — гомосексуальных мужчин в возрасте от 14 до 78 лет, имевших на момент исследования постоянного партнёра, находились в отношениях с ним более 5 лет, 24,9 % — от 2 до 5 лет, 12,6 % — от 1 года до 2 лет и 13 % — менее года. Кроме того, в группе респондентов от 35 до 44 лет в отношениях с партнёром более 5 лет находились 62,5 % респондентов, а в группе старше 45 лет — 70,2 % респондентов.

Известный сексолог и социолог Игорь Кон, суммируя различные исследования однополых пар 1970—1980-х годов, пишет, что даже несмотря на то, что совместное проживание однополых пар до легализации однополых отношений было затруднено, в конце 1970-х годов от 40 до 60 % американских геев имели более или менее стабильные парные отношения. Кон приводит данные опубликованного в 1983 году исследования (Blumstein/Schwartz, с. 594), согласно которому 8 % лесбийских и 18 % мужских гомосексуальных пар жили совместно более 10 лет.

Отсутствие в однополых парах финансовой зависимости одного партнёра от другого (как это нередко бывает в разнополых браках), отсутствие у них общих детей (что часто невозможно вопреки желанию самих однополых пар) и более простая юридическая процедура расторжения партнёрств (что часто имеет место для различных форм однополых партнёрств, отличных от браков), действительно, могут способствовать более быстрому и безболезненному расторжению однополых зарегистрированных союзов по сравнению с разнополыми браками.

В исследовании Кетчама и Беннета приводится краткий обзор исследований на тему продолжительности однополых и гетеросексуальных отношений. Они показали противоречивые результаты - в одних исследованиях были обнаружены различия в продолжительности отношений, в других - нет. В самом исследовании Кетчама и Беннета был сделан вывод, что однополые пары в сожительствах распадаются не чаще гетеросексуальных пар, а женские однополые пары в формализованных союзах распадаются чаще мужских однополых пар и гетеросексуальных пар. Исследование пар в однополых браках в Швеции обнаружило схожую закономерность.

В исследовании трех больших наборов репрезентативных данных США и Канады проведенном Алленом и Прайсом было обнаружено, что однополые пары более склонны к распаду, особенно пары с детьми. Ключевое отличие этот исследования от, например, исследований Розенфельда и Маннинг, в том, что в нём не контролировалась более низкая распространённость брака в однополых парах и не анализировались раздельно сожительствующие пары и пары, состоящие в браке - сравнивались все однополые пары со всеми гетеросексуальными парами. Розенфельд в своём исследовании пишет, что однополые браки стали доступны однополым парам лишь относительно недавно, и однополые пары долгое время были лишены тех преимуществ брака, что были доступны гетеросексуальным женатым парам. Брак создаёт препятствия для выхода из отношений и увеличивает совместные инвестиции, и брак в его исследовании схожим образом ассоциировался со стабильностью однополых пар и гетеросексуальных пар. Аллен и Прайс обосновывают своё решение тем, что однополые пары, вступившие в брак, прошли положительный отбор, а гетеросексуальные пары, не вступившие в брак - отрицательный отбор.