Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Ландшафтный дизайн
Все про мебель
Сантехника

















Яндекс.Метрика





Калининская линия

Калининская линия — восьмая линия Московского метрополитена. Первый участок «Марксистская» — «Новогиреево» открыт 30 декабря 1979 года. Получила своё название по наименованию существовавшего тогда Калининского района Москвы. Сегодня в состав линии входят 8 станций, её длина составляет 16,3 км, среднее время поездки — 22 мин. Участок «Третьяковская» — «Шоссе Энтузиастов» — глубокого заложения, «Перово» — «Новокосино» — мелкого. Линия соединяет с центром восточные районы города. На схемах обозначается жёлтым цветом и числом 08.

Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 337 тысяч человек. В часы пик средняя загруженность вагонов составляет 6,5 человека на квадратный метр — это второй показатель в Московском метрополитене после Таганско-Краснопресненской линии.

На сегодня Калининская линия не имеет беспересадочного сообщения с Солнцевской, которая на схемах отображается таким же жёлтым цветом и числом 8А. Проект соединения обеих линий в единую Калининско-Солнцевскую линию существует не первое десятилетие, однако до сих пор является дальней перспективой развития (с открытием не ранее 2030 года).

История

Планы

Прокладка Калининского радиуса, который первоначально предполагалось назвать Рогожским, планировалась изначально, но в число приоритетных не входила. Его планировалось соединить с Краснопресненским радиусом. Рогожский радиус появлялся в планах 1932 и 1938 годов: в целом он не сильно менял свою трассировку.

Вновь Калининский радиус появляется в проектах в 1957 году. Он должен был начинаться от станции «Таганская» и заканчиваться в Новогирееве. По одному из проектов того времени планировалось соединить Калининский и Рижский радиусы, а также дотянуть радиус до Реутова.

В 1965 году стали проектировать Калининско-Краснопресненский диаметр, который должен был проходить через Арбатский радиус глубокого заложения к станции метро «Новокузнецкой» и в Новогиреево. Позже было решено отказаться от соединения этих радиусов.

Реализация

Первый участок Калининской линии строился в 1975—1979 годах, к московской Олимпиаде 1980 года. Протяжённость этого участка составляла 12,2 км, на нём имелось 6 станций: «Марксистская» (с переходами на станции «Таганская» Кольцевой и Ждановско-Краснопресненской линий), «Площадь Ильича», «Авиамоторная», «Шоссе Энтузиастов», «Перово» и «Новогиреево». 16 декабря 1979 года по участку впервые прошёл пробный поезд с пассажирами-метростроевцами. 30 декабря 1979 года, в канун Нового года, участок был сдан в постоянную эксплуатацию; расчётное время поездки по новому радиусу метрополитена составляло тогда 14 минут. Линия прошла по территории четырёх районов столицы (Пролетарского, Ждановского, Калининского и Перовского), получив своё название по наименованию Калининского района (последний, в свою очередь, был назван в честь советского политического деятеля М. И. Калинина).

В 1986 году открыт участок «Марксистская» — «Третьяковская» длиной 1,7 км. С 1960—1961 гг. до 1989 года планировалось построить станцию метро у платформы «Реутово» и станцию между уже существующими «Перово» и «Шоссе Энтузиастов», которая должна была быть построена на месте пересечения Перовской улицы, Зелёного проспекта и улицы Плеханова, но эти планы реализованы не были.

В 2012 году был открыт участок «Новогиреево» — «Новокосино» длиной 3,23 км.

Перспективы

В 2009 году появилась идея продлить линию от станции «Новокосино» в Кожухово, однако проект был признан нецелесообразным. Планировалось сооружение станций «Николо-Архангельская», «Святоозёрская», «Косино-Ухтомская» и «Руднёво». В 2019 году в этот район была проложена Некрасовская линия.

Объединение с Солнцевской линией

В отдалённой перспективе планировалось построить участок «Деловой центр» — «Третьяковская» с тремя станциями. Таким образом, Солнцевский и Калининский радиус должны были объединить в одну линию. Но 13 марта 2019 года Сергей Собянин в интервью телеканалу «ТВ Центр» заявил, что объединение больше не планируется, однако к этому вопросу вернутся в 2023 году после замыкания БКЛ, так как объединение заложено в генеральный план Москвы.

Станции


Электродепо

В период с 1985 по 1989 годы ТЧ-12 «Новогиреево» использовалось как оборотное депо для ТЧ-4 «Красная Пресня», которое обслуживало линию в тот момент.

Подвижной состав

Количество вагонов в поезде

Тип подвижного состава

Зонный оборот поездов

При движении в сторону станции «Новокосино» поезда могут следовать до станции «Новогиреево» (при заходе в депо) или «Шоссе Энтузиастов» (для ночного отстоя).

Средства сигнализации и связи

В качестве основного средства сигнализации используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия.

Напольное оборудование:

  • участок «Третьяковская» — «Новогиреево»: АРС-ДАУ;
  • участок «Новогиреево» — «Новокосино»: АРС-Днепр.

Поездное оборудование:

  • Вагоны типа 81-717/714 — АРС-МП;
  • Вагоны типа 81-760/761 «Ока» — БАРС (в составе системы «Витязь-2»).

На станции «Новогиреево» происходит смена систем АЛС-АРС, поэтому остановка на ней обязательна. В режиме АЛС-АРС проезд станции без остановки невозможен.

Резервное средство сигнализации:

  • участок «Третьяковская» — «Новогиреево»: трёхзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков;
  • участок «Новогиреево» — «Новокосино»: двухзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков.

На линии установлены линзовые светофоры. В 2007 году вместо ламп накаливания в них были установлены светодиодные излучатели ИСМПЛ. На участке «Новогиреево» — «Новокосино» светодиодные излучатели ИСМПЛ установлены изначально.

Аварии и теракты

Авария эскалаторов на станции «Авиамоторная»

17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием, произошёл инцидент с человеческими жертвами.

Примерно в 16:30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора, как потом оказалось, из-за отрыва цепей-тележек эскалатора от державшего их двигателя неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость, в 2—2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора (около 100 человек) скатились вниз. В 17:10 вход на станцию был ограничен, в 17:35 перекрыт, а в 17:45 станция была полностью закрыта — поезда проследовали её без остановки.

Пластиковая обшивка балюстрады не была способна выдержать вес выпрыгнувших на неё людей, которые проваливались сквозь неё и получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного тоннеля с двухметровой высоты (а не попадали в механизм, как нередко ошибочно считают, — под балюстрадой нет движущихся частей). Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

Точное количество жертв — 8 погибших и 30 раненых — было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырёх эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трёх месяцев с момента установки тормозных систем по день катастрофы все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Повреждённая ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребёнки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтён. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм.

Теракт на станции «Третьяковская»

1 января 1998 года в вестибюле станции «Третьяковская» произошёл теракт. В результате действия взрывного устройства, мощность заряда которого оценивается в 150 г ТНТ, три человека были ранены. Взрывное устройство спрятали в небольшой сумочке. Она была обнаружена машинистом и, поскольку вызвала его подозрения, передана дежурной по станции, которая вызвала милицию. Взрывное устройство сработало до появления милиции и повлекло ранение самой дежурной и двух уборщиц, находившихся неподалёку.