Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Ландшафтный дизайн
Все про мебель
Сантехника




16.09.2022


15.07.2022


19.05.2022


11.03.2022


04.02.2022











Цифровизация в России

15.08.2022

Цифровизация в России — в узком смысле, цифровая трансформация (ЦТ) системы государственного управления и создание «электронного правительства» в России. В более широком понимании, цифровая трансформация не только госуправления, но всего государственного сектора экономики России. И в самом широком понимании, цифровая трансформация госуправления и всех отраслей экономики России, включая госсектор и частный сектор экономики России.

История создания электронного правительства в России

Создание элементов «Электронного правительства» в России было инициировано ещё в 2002 году во исполнение Федеральной целевой программы «Электронная Россия», действовавшая в Российской Федерации в 2002—2010 годах.

Системная цифровая трансформация государственного управления на высшем уровне в России началась с выступления президента России Д. А. Медведева «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», которое прозвучало на заседании прездиума Госсовета 17 июля 2008 года. В итоге Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576 был образован «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации» — и он был определён в качестве головного и координирующего органа по всем вопросам, связанным с информатизацией российского государства, которая являлась, с точки зрения президента Д. А. Медведева стратегической задачей на период его президентского правления. И Медведев видел этот Совет как инструмент для реализации этой задачи:

«Ради чего мы создали этот Совет? Нас не устраивает, что по ключевым показателям развития информационного общества мы еще колоссально далеки от большинства развитых государств. В соответствующих международных рейтингах Россия занимает, даже, не 20-30 — , а 70-80-е места! Это при том, что у нас в целом очень высокий исторический интеллектуальный потенциал. Отставание от стран-лидеров не уменьшается, а, как это ни парадоксально, в условиях развития экономики и в целом улучшения жизни, наоборот, нарастает. По индексу развития электронного правительства мы были в 2005-м году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. Это говорит о том, что у нас нет никакого электронного правительства, все это — химера. В рейтинге готовности стран к сетевому миру мы также находимся на „почетном“ 72-м месте. … Важная тема — это информационные технологии в социальной сфере…» Д. А. Медведев.

В декабре 2009 года президент Дмитрий Медведев на совместном заседание Государственного совета и Совета по развитию информационного общества напомнил, что в соответствии со Стратегией развития информационного общества все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 году. Предполагалось что переход к использованию всех форм электронного правительства может занять 5-6 лет.

Затем 20 октября 2010 года распоряжением Правительства России № 1815-р была принята Государственная программа «Информационное общество» на 2011—2020 годы — разработанная для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод. И по этой программе, в частности, по всей России были созданы «Многофункциональные центры» (МФЦ) — бюджетные учреждения предоставляющие государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна» после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.

Сегодня развитие «Электронного правительства» продолжается правительством Российской Федерации в соответствии с принятым Национальным проектом «Цифровая экономика» реализация которого рассчитанного на 2019—2024 годы.

Список ответственных госорганов за цифровизацию

  • Правительство Российской Федерации — реализует национальный проект «Цифровая экономика» (ответственный: вице-премьер Д.Н. Чернышенко);
    • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ — имеет «Департамент развития Электронного правительства» (ответственный: министр М.И. Шадаев);
    • Министерство экономического развития РФ — имеет функцию развития «Электронного правительства» (ответственный: министр М.Г. Решетников).
    • Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).

Направления, цели и задачи цифровизации в России

Главная цель цифровизации — это реформирование и улучшение государственного аппарата: оптимизация количества чиновников в госуправлении, борьба с бюрократизмом, казнокрадством, взяточничеством и коррупцией.

«Электронное правительство» в России развивается по следующим направлениям:

  • Электронные услуги для граждан и бизнеса;
  • Инфраструктура электронного правительства;
  • Единая биометрическая система;
  • Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг.

Развитие «Электронного правительства» в России предполагает, что должны быть решены следующие проблемы и задачи:

  • Информатизация государственного управления с использованием автоматизированных систем управления;
  • Межведомственное электронное взаимодействие;
  • Внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления;
  • Создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государственных органов;
  • Вопросы перехода органов власти и управления на отечественное программное обеспечение;
  • Развитие государственной инфраструктуры облачных вычислений;
  • Открытые данные.

Для решения этих задач в госуправлении России сегодня внедряются следующие классы ИТ-систем:

  • Система электронного документооборота (СЭД) / Управление корпоративным контентом (ECM — англ. Enterprise content management);
  • Учётные системы (Системы бухгалтерского учёта и другие Системы управления учётными записями);
  • Бизнес-аналитика (BI — англ. Business Intelligence);
  • Управление бизнес-процессами (BPM — англ. Business process management);
  • Планирование ресурсов предприятия (ERP — англ. Enterprise resource planning);
  • Видеоконференцсвязь;
  • Системы видеонаблюдения;
  • Корпоративные порталы (англ. Enterprise portal).

В дальнейшем предполагается для обработки и анализа данных в автоматизированных системах управления использовать технологии аналитики больших данных и искусственнго интеллекта, которые должны помочь государственному планированию и предсказанию «на новом технологическом уровне» тех или иных взвешенных экономических и управленческих решений.

Цифровизация в различных сферах

Список цифровых государственных услуг и информационных систем

Здесь приведён не полный список цифровых государственных услуг и информационных систем используемых сегодня госорганами Российской Федерации, который разделён на некоторые смысловые параграфы:

Межведомственные
  • Государственная автоматизированная информационная система ГАС «Управление»;
  • Единая информационная платформа Национальной системы управления данными (ФГИС «ЕИП НСУД»);
  • Система межведомственного электронного взаимодействия;
  • Единая цифровая платформа «ГосТех»;
Сбор и обработка персональных данных граждан РФ
  • Единая биометрическая система;
  • Электронный паспорт гражданина Российской Федерации;
  • Цифровой паспорт болельщика (Fan ID);
  • Портал государственных услуг Российской Федерации (ЕП Госуслуг);
  • Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА);
  • Федеральная типовая медицинская информационная система (ФТ МИС);
  • Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС);
  • ГИС «Похоронно-погребальная деятельность»;
Выборы, законотворчество и правосудие
  • ГАС «Выборы»;
  • ГАС «Правосудие»;
  • Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД);
  • Федеральная государственная информационная система досудебного обжалования (ФГИС ДО);
Финансовые, налоговые системы и услуги
  • Личный кабинет налогоплательщика — интернет-сервис ФНС России;
  • АСК НДС;
  • ГИИС «Электронный бюджет»;
  • Единая информационная система в сфере закупок;
  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);
  • Автоматизированная информационная система лицензирования отдельных видов деятельности (АИС ЛОД);
Градостроительные и градоуправленческие ИС
  • Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИС ОГД);
  • Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП);
  • ГИС «ЖКХ»;
Другие
  • ИСДМ-Рослесхоз;
  • ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  • АИС «Безопасность дорожного движения»;
  • Система маркировки и прослеживаемости товаров (Россия)
    • ФГИС «Меркурий»;
    • ЕГАИС-Маркировка;
    • ЕГАИС Алкоголь;
    • ЕГАИС Лес;
    • ЕГАИС Обувь;
  • Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД;
  • и т. д.