Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Ландшафтный дизайн
Все про мебель
Сантехника




26.05.2023


03.05.2023


01.05.2023


28.04.2023


26.04.2023





Яндекс.Метрика





Визовые требования для граждан России

11.09.2022

Режим легального въезда граждан России на территорию иностранных государств определяется властями соответствующих государств и международными соглашениями. Основным документом, позволяющим пересечь государственную границу иностранного государства, является виза. Некоторые иностранные государства установили для граждан России безвизовый режим въезда. Государства могут иметь дополнительные требования для допуска на свою территорию иностранных граждан (медицинские и пр.).

Согласно Индексу паспортов, публикуемому консалтинговой компанией Henley & Partners совместно с IATA, на I квартал 2022 года Россия занимала 46 место из 111 возможных по критерию безвизового въезда граждан в зарубежные страны (безвизовый доступ в 119 стран мира).

Фактические визовые требования для граждан России, имеющих общегражданские внутренние и заграничные паспорта современного образца (по состоянию на июль 2019 г.)

Россия

Страны, в которые фактически допускается въезд:

по внутреннему или заграничному паспорту без визы

по загранпаспорту, без предварительной личной явки за визой или пересылки бумаг, без уплаты визового/въездного сбора

по загранпаспорту, без предварительной личной явки за визой или пересылки бумаг, с уплатой визового/въездного сбора

по шенгенской визе

только по предварительно полученной визе

Другое:

безвизовый транзит

иной режим въезда

де-факто требуется разрешение транзита или иное согласование с властями других территорий; возможны санкции от властей, не контролирующих данную территорию

вооружённые конфликты, неподконтрольные районы, частый переход контроля над территорией, вспышки массового насилия

нет достоверных сведений либо имеются противоречивые сведения

Общая информация

Документами, дающими право на выезд из России и въезд в Россию, а также удостоверяющими личность гражданина России во время пребывания за пределами страны, являются:

  • общегражданский внутренний паспорт гражданина Российской Федерации
  • общегражданский заграничный паспорт гражданина Российской Федерации
  • дипломатический паспорт гражданина Российской Федерации
  • служебный паспорт гражданина Российской Федерации

По данным Министерства иностранных дел Российской Федерации на 1 марта 2018 года, владельцы общегражданского паспорта РФ могут посетить 72 страны и территории в полностью безвизовом режиме; в 122 страны и территории требуется получение визы в общем порядке; в двух (Китай, Мексика) установлен более сложный режим въезда. Албания, Андорра, Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Палестина и Сан-Марино указаны на сайте МИД РФ как страны с визовым въездом. Непризнанные Россией территории (ПМР, НКР, ЛНР, ДНР, САДР и др.) не указаны.

Восемь стран (включая два частично признанных и два непризнанных государства): Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению (но не НКР), Абхазию, Южную Осетию, ДНР и ЛНР можно посетить даже без наличия заграничного паспорта.

По единой долгосрочной шенгенской визе можно посетить дополнительно ещё 54 различные страны и территории (в разных случаях на разных условиях), в том числе Республику Косово, не входящие официально в состав Шенгенской зоны Хорватию, Сан-Марино, Монако, Ватикан и Албанию (те полгода, которые являются для граждан РФ визовыми), а также французские, голландские, испанские, португальские, датские и финские (Аландские острова) протектораты и заморские территории. Таким образом, гражданин РФ с открытой долгосрочной шенгенской визой имеет почти беспрепятственный доступ не менее чем в 200 стран мира на различных условиях с различными сроками пребывания и требованиями к документам.

Ещё несколько стран мира (КНР через ряд крупных городов, Новая Зеландия, Чад, Камерун) можно посетить воспользовавшись безвизовым транзитом, пересекая эти страны по суше, по морю или по воздуху. В этом случае иммиграционные власти страны разрешат покинуть зону аэропорта, порта или других объектов на определённый срок, как правило небольшой, до 72 часов (в ряде городов КНР — до нескольких дней), а иногда и менее суток. 48-часовой безвизовый транзит возможен через Великобританию, если через неё направляться в одну из её бывших колоний (включая США) и иметь действующую визу той страны.

Однако всегда стоит внимательно изучить особые правила прибытия в ту или иную страну. Так, в большинстве стран, которые не требуют виз или оформляют визы по прибытии, требуется иметь заграничный паспорт, срок действия которого составляет не менее 3 месяцев с момента прибытия в данную страну. Существуют и другие ограничения. Так, например, в странах Ближнего Востока, имеющих такие же безвизовые режимы с Россией, могут возникнуть сложности в случае путешествия женщин без сопровождения мужчин. Россиянину могут отказать в визе (или во въезде) в арабские страны, если в его паспорте есть израильские визы или отметки о въездах в Израиль. В отличие от арабских стран, Израиль допускает туристов с печатями арабских государств. При этом по-прежнему следует быть готовыми к допросам со стороны израильской полиции и пограничной службы на предмет целей посещения арабских стран. На практике речь идёт о чрезмерно повышенной «бдительности» израильтян, подозревающих каждый штамп враждебного для них государства, например, Ирана.

Кроме того надо понимать, что для въезда практически на любую территорию необходимо соблюдать не столько официальные законы и правила, сколько фактические правила той или иной страны. Особенно это касается посещения непризнанных или частично признанных стран и территорий. Формально по законам одной страны может быть установлен порядок посещения данной территории (или даже запрет посещения), однако по факту его соблюдение невозможно (Абхазия, Южная Осетия, см.), либо сильно затруднено (Крым, Нагорный Карабах), а основными требованиями для въезда выступают фактические требования данных территорий, диктующиеся местными правилами и законами, либо законами других стран (как в случае с Республикой Крым). Невыполнение фактических требований приводит к невозможности въезда, в то время как невыполнение формальных официальных требований стран, которые считают данные территории своими согласно своим законам либо даже постановлениям международных организаций, может привести к проблемам при посещении данных стран в будущем (Украина; Грузия, см.).

Все вопросы, естественно, лучше заранее уточнить в соответствующем дипломатическом представительстве страны.

Большая часть наиболее развитых стран мира имеют визовый режим с Россией (Евросоюз по шенгенским или национальным визам, США, Канада, Япония и т. д.). В то же время ряд других развитых, крупных и «туристических» стран (Южная Корея, Турция, многие страны Юго-Восточной Азии, почти все страны Латинской Америки и другие отдельные государства), тем не менее, установили обоюдный либо односторонний безвизовый (или фактически безвизовый) режим с Россией, а некоторые объявили, что установят безвизовое посещение россиянами в скором времени.

Особенности и изменения визового режима

Общие моменты

Всегда следует иметь в виду, что в случае ведения переговоров о безвизовом режиме между двумя странами, далеко не всегда идёт речь об отмене виз для обладателей обычных заграничных паспортов, что может сопровождаться неверными трактовками СМИ. Зачастую речь идёт об отмене виз для владельцев дипломатических, служебных или морских паспортов, а также для представителей конкретных профессий (например, журналистов или работников пограничной службы). Такие визовые «либерализации» происходят между странами достаточно часто, но к подавляющему большинству населения с обычными паспортами не имеют никакого отношения. Так, шедшие до марта 2014 года переговоры между Россией и ЕС о безвизовом режиме первоначально касались лишь обладателей дипломатических и служебных паспортов, в то время как некоторые СМИ подавали информацию об этом соглашении, как о соглашении «О безвизовом режиме». Возникли серьёзные разногласия из-за того, что РФ настаивала на скорейшей отмене виз для владельцев служебных паспортов, угрожая в противном случае отменить безвизовых режим для членов экипажей международных рейсов, в то время как ЕС не был намерен отменять визы для граждан России, будучи согласным только упростить процесс получения виз для отдельных немногочисленных категорий граждан России. В то же время данное обстоятельство было далеко не единственным препятствием даже в рамках подписания соглашения о частичном безвизовом режиме.

ЕС

Упрощённые требования (2007—2022)

Соглашение об облегчении выдачи виз между Россией и Евросоюзом вступило в силу с 1 июня 2007 года. Оно включает в себя единую стоимость виз, а также облегчает получение виз для близких родственников, журналистов, официальных делегаций, членов экипажей транспортных средств и некоторых других групп въезжающих. Аналогичные соглашения были подписаны между Россией и Норвегией, а также Россией и Данией. Сильвио Берлускони, премьер-министр Италии, а позже Александр Стубб, министр иностранных дел Финляндии, положили начало открытому обсуждению вопроса о будущей возможности безвизовых поездок между странами ЕС и Россией.

Однако переговоры, которые идут с 2007 года, привели лишь к небольшим упрощениям визового режима. Так, с 2010 года граждане любой страны мира, прибывающие на территорию Российской Федерации в ходе морских круизов, освобождены от требования оформлять въездные визы, если их пребывание на территории РФ продолжается менее чем 72 часа. В конце 2011 года Польша первой объявила о начале выдачи 5-летних Шенгенских туристических виз россиянам, а также подписала с Россией соглашение об отказе от визового режима для жителей приграничных территорий. В соответствии с правилами Шенгена данное соглашение распространяется на 30 км по всей границе вглубь Калининградской области и на 30 км вглубь Польши. Люди, проживающие на данных территориях, могут получить разрешение сроком на 2 года, а затем и на 5 лет. Однако срок пребывания ограничен 30 днями подряд, а также 90 днями в течение полугода. Примечательно, что в 30-километровую зону попадают такие крупные города Польши, как Гданьск и Ольштын, но не попадает Калининград. Тем не менее России удалось отстоять право всех жителей Калининградской области пользоваться данными льготами.

15 декабря 2011 года Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу отметил существенный прогресс в переговорах по упрощению визового режима, однако добавил, что ждать отмены виз между Россией и Евросоюзом в 2012 году не стоит. В повестке дня переговоров России и ЕС пока находятся следующие вопросы:

  • Право на многократную визу сроком до пяти лет членам официальных делегаций, предпринимателям, участникам научных, культурных и спортивных мероприятий и программ обмена, журналистам и водителям, которые выполняют международные перевозки. К этой категории граждан будут причислены и сотрудники «организаций гражданского общества», например, НКО. Условиями получения многократной визы на максимальный срок (пять лет) станет наличие использованной мульти-визы на один или два года и отсутствие нарушений.
  • Разрешение на краткосрочные поездки без виз членам экипажей гражданской авиации и гражданского морского флота.
  • Упрощение визового режима для рядовых граждан. Если они уже получали краткосрочную визу и не имели нарушений, при повторном обращении граждане смогут претендовать на многократную визу большей длительности.
  • Отмена консульских сборов для несовершеннолетних и лиц, направляющихся на лечение.

29 мая 2012 года также вступило в силу соглашение между Норвегией и Россией о безвизовом передвижении на приграничных территориях, которое позволяет всем зарегистрированным в 30-километровой зоне по обе стороны границы, пересекать её по спецразрешениям, подписанное ещё в конце 2010 г. Как и в случае соглашения с Польшей посещение касается лишь приграничных территорий (в Норвегии — коммуна Сер-Варангер) и никаких других. Спецразрешение планируется выдавать сроком на 3 года, количество пересечений границы не ограничено, срок безвизового нахождения на территории Норвегии — до 15 дней.

3 августа 2012 года также появилась информация о том, что Еврокомиссия представит в сентябре 2012 года рекомендации по разработке системы электронных виз для привлечения российских и китайских туристов. Об этом сообщил еврокомиссар по промышленности и туризму Антонио Тажани.

21 сентября 2012 года Норвегия в одностороннем порядке упростила получение виз жителям Мурманской и Архангельской областей. При первом же обращении в консульство жители этих регионов теперь смогут обращаться за многократной годовой визой.

26 октября 2012 года Россия в ответ на медленное ведение переговоров по упрощению визового режима в одностороннем порядке ужесточила визовый режим для экипажей самолётов. С 1 ноября 2012 г. все члены экипажей обязаны подавать заявление на российскую визу. Для ускорения прогресса на пути к полной отмене виз со странами Шенгена Россия поставила ЕС условие — соглашение должно быть подписано до конца октября. Поскольку этого не произошло, действие безвизового режима для въезда в Россию экипажей гражданских самолётов из Евросоюза было прекращено.

25 декабря 2012 года Министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак заявил о начале выдачи двухлетних многократных виз гражданам России и Украины.

В тот же день 25 декабря 2012 в сообщении департамента информации и печати МИД РФ появилась информация, что двадцатого декабря представителями Евросоюза был официально передан единый список документов, необходимых для получения шенгенской визы, который будет применяться консульскими учреждениями стран-членов ЕС в России с 14 января 2013 года. Список будет опубликован на сайтах всех посольств и генеральных консульств стран-членов ЕС, а также на консульском информационном портале МИД России. Данная мера позволит избежать разногласий в плане требований к соискателям визы и унифицировать процесс получения виз.

11 июня 2013 года вступило в действие соглашение о безвизовых поездках между Латвией и Россией для жителей пограничных территорий. Согласно договору, для поездок жителям приграничных территорий будет достаточно даже общегражданских паспортов, а также разрешений, бесплатно выдаваемых консульскими учреждениями на срок от одного до двух лет. При этом установлено ограничение по срокам пребывания на территории соседнего государства: не более 90 дней за полугодовой период. Приграничными считаются территории, находящиеся в 30-километровой зоне от границы. Соглашение распространяется и на те муниципальные образования, которые лишь частично попадают в 30-километровую зону.

По состоянию на январь 2015 г., самый простой порядок оформления шенгенских виз для граждан России (особенно жителей Северо-Запада) — в консульских представительствах Финляндии. Официальный список документов, требуемых для оформления визы, включает в себя лишь заграничный паспорт, заполненную анкету-заявление и медицинскую страховку, причём в случае запроса многократной визы эта страховка может быть оформлена лишь на первую планируемую поездку.

По данным Еврокомиссии, в 2018 году россияне получили 3,6 миллиона шенгенских виз: больше, чем граждане любого другого государства. При этом больше всего виз россиянам выдали консульские службы Финляндии, Испании и Италии — примерно по полмиллиона.

Ужесточение требований (с 2022 года)

Вторжение России на Украину (2022) привело к резкому ухудшению отношений между РФ и ЕС. В ответ на вторжение ряд стран ЕС начали сокращать количество выданных россиянам виз и объявили о возможном полном запрете на визы для россиян.

В июле 2022 года Еврокомиссия, отвечая на вопрос крупнейшей финской газеты Helsingin Sanomat: можно ли в целом запретить выдачу туристических виз россиянам, заявила, что Визовые правила Евросоюза не позволяют полностью прекратить выдачу виз гражданам той или иной страны. Всегда есть группы людей, которым необходимо давать визы, — заявили в комиссии.

В августе 2022 года Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Жозеп Боррель заявил, что он против позиции нескольких стран, выступающих за то, чтобы запретить выдачу шенгенских виз россиянам. «Мы должны быть более избирательными», подчеркнул Жозеп Боррель.

31 августа 2022 года представители ЕС объявили о намерении приостановить Соглашение об облегчении выдачи виз между Россией и Евросоюзом.

9 сентября Совет ЕС утвердил приостановку упрощённого визового режима для граждан России, решение начинает действовать с 12 сентября. Ужесточение предполагает:

  • увеличение визового сбора с 35 евро до 80 евро;
  • увеличение срока принятия решения о выдаче на выдачу визы с 10 до 15 дней, в некоторых случаях до 45 дней;
  • правила для выдачи многократных виз ужесточатся. Уменьшиться количество выдаваемых многократных виз;
  • заявители должны будут предоставить дополнительные документы для въезда в страну.

Украина

19 марта 2014 года Совет национальной безопасности Украины поручил МИДу Украины ввести визовый режим с Россией, а также как можно скорее установить въезд граждан РФ на Украину только по заграничным паспортам. Однако уже на следующий день премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что с этим не стоит торопиться, потому что Правительство Украины «придерживается стратегии учёта специфических интересов жителей юго-восточных регионов». В конце сентября 2014 года появилась информация о возможном временном закрытии пунктов пропуска на границе Украины с РФ для автомобильного, морского, пешеходного передвижения. Основные ограничения по въезду на Украину касаются жителей Крыма, паспорта которых не признаются на Украине и граждан России, мужчин в возрасте от 16 до 60 лет без наличия уважительных причин для въезда. С 1 марта 2015 года въезд по внутренним паспортам на Украину был запрещён по решению украинской стороны. В декабре 2015 года секретарь СНБО Украины Александр Турчинов подтвердил намерение властей Украины ввести визы для граждан РФ. В январе 2016 года Верховная рада Украины, по сообщению её спикера Андрея Парубия, приняла к рассмотрению постановление о прекращении действия безвизового режима между Украиной и Россией.

В июле 2017 года СНБО и Президент Украины объявили о том, что не позднее 1 января 2018 года для граждан РФ и ещё ряда стран на Украине будет введена предварительная регистрация по Интернету, биометрическая регистрация при въезде в страну и обязательная регистрация по месту пребывания или проживания на территории Украины. С 1 января 2018 года началась биометрическая регистрация всех граждан РФ при въезде на Украину.

Прочие европейские страны

Три европейские страны, Сербия, Черногория и Босния, имеют безвизовый режим с Россией (возможен въезд на срок до 30 суток по предъявлении заграничного паспорта). Другие страны восточной и южной Европы допускают безвизовый въезд граждан России в сезон с мая по сентябрь (Албания). Ряд европейских стран допускают въезд по шенгенским визам с целью пребывания, несмотря на то что эти страны не являются членами ЕС (Албания, Северная Македония).

Великобритания и Ирландия имеют визовое соглашение, согласно которому возможен въезд на территорию Ирландской Республики с территории Великобритании при наличии визы Великобритании. Для обращения за британской визой оформление медицинской страховки не является обязательным условием, в отличие от шенгенской визы. Кроме этого, Великобритания — единственная страна Европы и одна из немногих в мире, оформляющая визы с очень длительным сроком действия (до 10 лет включительно, с возможностью оформления новой визы).

Соединённые Штаты Америки

Власти США в мае 2011 года подготовили соглашение, согласно которому визовый режим между Россией и США упрощается. Соглашение между двумя странами предусматривает выдачу гражданам России и США трёхлетних многократных виз для непрерывного пребывания в каждой из стран в течение 6 месяцев с даты въезда. Россия по новым правилам будет оформлять деловые, частные, гуманитарные и туристические визы по прямым приглашениям американских граждан и организаций, а Соединённые Штаты Америки — визы категории «B1/B2» (бизнес/туризм). Визовое заявление обрабатывается максимум 15 календарных дней. Кроме того, разрешена выдача многократных виз на срок до одного года для осуществления краткосрочных официальных поездок с возможностью непрерывного пребывания в стране въезда до трёх месяцев с даты начала поездки.

В течение года соглашение было подписано, затем ратифицировано обеими сторонами, в том числе Государственной думой и Президентом России. Новые правила вступили в силу 9 сентября 2012 года. Кроме того, ожидается начало работы по отмене визового режима между США и РФ.

В марте 2017 года Служба гражданства и иммиграции США временно приостановила ускоренную обработку заявок на получение визы H-1B, что исключает возможность сократить время ожидания по программе, позволяет квалифицированным сотрудникам получить рабочие визы. Ранее компании, которые подавали заявку на получение визы H-1B для своих сотрудников из других стран, могли заплатить за ускоренное рассмотрение заявки.

С 3 апреля 2017 года Служба гражданства и иммиграции США (USCIS) принимает документы на подачу для визы Н-1В на следующий год. Конгресс установил ограничение в 65 000 виз H-1B виз на 2018 год. Есть ещё 20 000 льготных мест для бенефициаров, получивших в США степень магистра или выше.

В ноябре 2019 Служба гражданства и иммиграции США объявила новое правило, согласно которому с компаний будет взиматься плата в размере 10 $ за регистрацию визы H-1B. Такой регистрационный сбор выступает, как одно из направлений модернизации работы службы и эффективного улучшения обработки заявок на работу в США.

С 21 августа 2017 года в связи с сокращением штата консульских сотрудников США в России, собеседования на неиммиграционные визы проходят только в Москве.

С 12 мая 2021 в посольстве США в Москве на неопределённый срок приостановлено рассмотрение как неиммиграционных, так и иммиграционных виз. Данное решение связано с утверждением списка недружественных стран, который запрещает наём местного и иностранного персонала в дипломатических миссиях стран, чьи действия признаны недружественными. 1 августа 2021 года данный запрет вступил в силу, ввиду чего штат сотрудников был сокращён до 120 человек, а представители посольства посоветовали россиянам обращаться за иммиграционными и неиммиграционными визами в диппредставительства США в других странах.

После того, как президент Украины Владимир Зеленский в начале августа 2022 призвал все страны Запада полностью прекратить выдачу виз гражданам России представитель Госдепартамента Джули Стаффт, курирующая вопросы выдачи виз, заявила, что никаких ограничений на выдачу виз и въезд в США для россиян нет. По её словам, несмотря на то, что посольство США в Москве не принимает заявки «из-за ограничений, введённых российскими властями на работу посольства», граждане России могут подать заявление и получить визу в любой дипмиссии США в любой другой стране.

Япония

28 января 2012 года было подписано соглашение об упрощении визового режима между РФ и Японией. Соответствующее соглашение о взаимном упрощении визового режима подписали в Токио главы МИД России и Японии Сергей Лавров и Коитиро Гэмба. В соответствии с договорённостью, отменяется, в частности, необходимость представлять письма с приглашением для получения бизнес-виз на срок не более 90 дней. Вводится также система многоразовых виз, действующих в течение трёх лет строго для отдельных категорий лиц, таких как журналисты, бизнесмены, супруги граждан Японии и т. д.

Но тем не менее, до 2017 года визовая политика Японии по отношению к гражданам России была более строгой, нежели чем к гражданам третьих стран, с которыми Япония не подписывала договора о безвизовых поездках. Гражданам России требовалось обращаться в турфирму или просить налоговых резидентов Японии стать гарантами, а, к примеру, граждане таких стран, как Ирак, Вьетнам, Монголия и т. д. могли стать финансовыми гарантами самого себя. Такая усложнённая и недружелюбная визовая политика была направлена специально против бывших советских республик, за исключением прибалтийских республик, из-за спора вокруг принадлежности южных Курильских островов. В целом, визовая политика Японии по отношению к гражданам России, несмотря на заверения официальных лиц о готовности перейти на «льготный» визовый режим и заверения премьер-министра Синдзо Абэ о дружеских отношениях с Президентом РФ Владимиром Путиным и 5 личных встречах между ними, оставалась весьма жёсткой. 28 февраля 2014 года началась реальная работа по упрощению визового режима с подачи российской стороны, но через 20 дней, 18 марта 2014 года, была прекращена с японской стороны, в связи с событиями в Крыму.

В декабре 2016 года во время визита Владимира Путина в Японию было подписано соглашение об упрощении визового режима, которое вступило в силу с 1 января 2017 года. В частности для получения различного типа виз больше не нужно гарантийных писем поручителей, начата выдача виз сроком на 3 и даже 5 лет, а сами визы получили статус мульти-виз для многократного въезда (ранее были почти недоступны).

Остальной мир

Согласно сообщениям МИДа РФ уже несколько лет готовятся соглашения о безвизовом режиме со следующими странами: Кувейт, Туркменистан и Экваториальная Гвинея. Кроме того будут упразднены визы по прибытии, а следовательно и визовые сборы со следующими странами: Бангладеш, Габон, Иордания, Мексика, Сингапур, Тувалу и Лаос.

В январе 2015 года начаты переговоры по безвизовому режиму между РФ и Ираном. По словам обеих сторон данное решение активно прорабатывается.

Непризнанные, частично признанные и спорные территории

Республика Абхазия

Абхазия до 90 дней. Возможен въезд по внутреннему паспорту. Штампы о пересечении границы обычно не ставятся и в загранпаспорта ни российскими, ни абхазскими пограничниками во избежание возникновения проблем у граждан России при посещении Грузии в будущем.

Район Абьей

Район Абьей — спорная территория между Суданом и Южным Суданом. С июля 2011 года контролируется ООН посредством Временных сил по обеспечению безопасности. О порядке и возможных последствиях посещения этой территории гражданами РФ достоверных сведений нет.

Азад Кашмир

Азад Кашмир — спорная территория между Индией и Пакистаном. Фактически власти Пакистана контролируют её, но при этом они же признают её не частью Пакистана, а самоуправляемой территорией. Другие государства могут поддерживать или не поддерживать позиции как Индии, так и Пакистана. О порядке посещения этой территории гражданами РФ, о требованиях и возможных санкциях со стороны местных властей Азад Кашмира, властей Индии, Пакистана, третьих стран — нет достоверных сведений.

Западная Сахара

Западная Сахара — территория, расположенная западнее Марокканской стены, оспаривается властями частично признанной Сахарской Арабской Демократической Республики, но фактически контролируется властями Марокко, и на неё распространяется тот же режим въезда без визы на срок до 90 дней, как и на территорию Марокко. Для пересечения Марокканской стены и посещения территории к востоку от неё, контролируемой Фронтом ПОЛИСАРИО, может потребоваться специальное разрешение властей Марокко.

Республика Косово

Для посещения Республики Косово необходимо заранее подавать заявление на визу и получать эту визу в консульстве Косова в Стамбуле. Подача заявления на визу возможна и через Интернет, не позднее, чем за 10 дней до въезда в Косово, но сама виза выдаётся в бумажной форме в консульстве. Визы по прибытии в аэропорту Приштины выдаются в исключительных случаях, в наземных КПП Республики Косово — не выдаются.

Оформление визы занимает от 1 до 15 дней, стоимость визы составляет 40 евро, а оплачивается в турецких лирах по текущему курсу. Гражданам России, как и других государств, не признающих независимости Косово, косовская виза может быть выдана на отдельном вкладыше, а не вклеена в паспорт. Также можно въехать в Косово по многократной Шенгенской визе.

Крым

Большая часть территории Крыма находится под контролем российских властей и рассматривается ими как часть территории РФ — Республика Крым и город федерального значения Севастополь, поездки в которые с другой подконтрольной России территории рассматриваются как внутренние (в том числе авиарейсы выполняются через сектор внутренних рейсов). Такие поездки осуществляются без прохождения пограничного контроля и столь же свободно, как и другие перемещения по территории России; ЗАТО и других подобных территорий с регламентированным посещением в Республике Крым и в Севастополе в настоящее время нет.

Однако властями Украины эта же территория рассматривается как временно оккупированные Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь. С подконтрольной Украине территории лица, не имеющие украинского гражданства, пропускаются в Крым только при наличии специального разрешения. Въезд в Крым не через украинские контрольные пункты украинские власти считают незаконным, и установили административную и уголовную ответственность за него. О практическом применении этого закона в отношении отдельных граждан сведений нет, но известны случаи задержания украинскими властями иностранных торговых морских судов, заходивших в порты Крыма, и возбуждения уголовных дел по этому поводу. Не допускается транзитный проезд через Крым на территорию, подконтрольную украинским властям, равно как въезд на эту территорию по российским документам, выданным в Крыму.

Не исключено применение санкций за посещение Крыма властями третьих государств, поддерживающих позицию Украины, хотя вопрос об этом остаётся спорным. По информации некоторых СМИ, некоторые отказы без объяснения причин в шенгенских визах и в визах в США могли быть связаны с посещением Крыма (притом власти большинства из этих стран это не подтвердили и не опровергли, а посол ФРГ — опроверг). Власти РФ полностью отрицают возможность возникновения проблем в отношениях граждан, посетивших Крым, с властями других государств. Европейские эксперты высказали сомнения в возможности такой практики без официального согласования на уровне ЕС. Анонимный источник в структурах ЕС заявил, что массовая слежка за посещением Крыма и аннулирование ранее выданных шенгенских виз в связи с ним — не осуществляется и не планируется, а применяемые визовые ограничения официально опубликованы и касаются только жителей Крыма, но не российских туристов. Также пока ни одно государство мира, за исключением Украины, не подтвердило (в том числе неофициально) информацию о том, что посещение Крыма может повлечь за собой отказ во въезде или какие-либо санкции в отношении туристов (в том числе административную или уголовную ответственность).

Ряд стран ЕС могут не оформлять на территории РФ визы российским гражданам, проживающим в Крыму, если устанавливают факт такого проживания, в то время как другие страны ЕС оформляют.

Нагорно-Карабахская республика

Часть территории Нагорного Карабаха находится под фактическим контролем властей непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) и является предметом территориального спора. Власти Азербайджана считают её своей территорией, оккупированной армянскими силами, несмотря на то, что Армения официально не признавала Нагорный Карабах ни частью своей территории, ни в качестве независимого государства.

Въезд в НКР возможен только с территории Армении наземным путём, по автомагистрали Горис — Степанакерт, где расположен пограничный КПП НКР. Въезд и пребывание граждан РФ на территории НКР возможно без виз по заграничным паспортам с обязательной регистрацией в консульской службе МИД НКР в Степанакерте, в ходе которой устанавливаются разрешённые сроки пребывания и маршруты передвижения. Свидетельство о регистрации в НКР сдаётся при выезде из НКР на пограничном КПП. Собственного таможенного контроля НКР не производит, ввозимые и вывозимые товары оформляются на таможнях Армении по армянскому законодательству.

Отметки в паспорта о въезде в НКР и выезде обычно не ставятся; такие отметки, равно как другие свидетельства пребывания в НКР, могут повлечь со стороны властей Азербайджана, рассматривающих проникновение на территорию Нагорного Карабаха без их разрешения как незаконное пересечение азербайджанской границы, различные санкции — от отказа во въезде до лишения свободы.

ДНР и ЛНР

Часть территорий Донецкой и Луганской областей Украины находятся под фактическим контролем властей непризнанных Донецкой (ДНР) и Луганской (ЛНР) народных республик, а не властей Украины. Въезд на территорию ДНР и ЛНР возможен как с территории России, так и с территории Украины, подконтрольной Киеву. Въезд с территории РФ через пункты пропуска, подконтрольные властям непризнанных республик, допускается без визы и по внутреннему паспорту РФ, но может рассматриваться властями Украины как незаконный (чёткие сведения о том, рассматривается ли он таковым или нет, отсутствуют). Въезд через погранпункты, подконтрольные Киеву, также безвизовый, но только по заграничному паспорту и с соблюдением законодательства Украины. Для проезда или прохода через «линию столкновения» с территории, подконтрольной Киеву, требуется специальное разрешение властей Украины, и установлен ряд ограничений. Россией погранпункты с ДНР и ЛНР (Мариновка, Новоазовск, Червонопартизанск, Должанский и Изварино) рассматриваются как украинские, с точки зрения внутреннего российского законодательства нет разделения между ними и пограничными пунктами, подконтрольными киевским властям.

Приднестровская Молдавская Республика

Въезд в Приднестровье для граждан всех государств (в том числе и России) свободный, тем не менее необходимо зарегистрироваться на пограничном посту миграционной службы, где выдаётся миграционная карта, которая сдаётся при выезде из ПМР. В отличие от многих непризнанных стран и территорий, въезд в ПМР не рассматривается властями Молдавии как незаконный и не влечёт никаких санкций, однако власти Молдавии претендуют на территорию ПМР и требуют от граждан РФ, пересекающих границу Украины с Приднестровьем, в течение 72 часов после этого подать декларацию в молдавское «Бюро миграции и убежища» или в «CRIS Registru».

Сахарская Арабская Демократическая Республика

Территория Сахарской Арабской Демократической Республики, расположенная восточнее Марокканской стены, оспаривается властями Марокко, но фактически контролируется Фронтом ПОЛИСАРИО, возглавляющим частично признанную Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР). Для въезда на неё со стороны территории Западной Сахары, подконтрольной Марокко, может потребоваться специальное разрешение марокканских властей. О возможностях и последствиях другого въезда туда, а также о том, какие требования предъявляют власти САДР к туристам из разных стран мира, сведений нет.

Сомалиленд

Виза в Сомали не является разрешением для въезда в Сомалиленд. Для посещения Сомалиленда нужна отдельная виза. Визу можно оформить на месте по прибытии (как правило на границе). Для оформления визы необходимо предъявить следующие документы:

  • действующий загранпаспорт;
  • обратный билет или приглашение;
  • заполненную на английском языке анкету.

Официальный визовый сбор составляет за однократную визу $30, однако с иностранцев взимаются дополнительный сборы, в итоге сумма может значительно возрасти. В частности, каждый иностранец должен обменять в аэропорту $50 по крайне невыгодному курсу с потерей примерно половины от указанной суммы, а также оплатить въездной налог в размере $30. В то же время точная процедура въезда таким образом не до конца известна и не совсем прозрачна, решение о выдаче визы по прибытии принимается конкретным чиновником и полностью зависит от его компетентности и настроения, поэтому рекомендуется получать визу заранее.

Визу также можно оформить в посольствах Сомалиленда в Аддис Абебе (Эфиопия) и Джибути (Джибути) или в Somaliland Mission в Лондоне (Великобритания). Документы можно отправить через представителя или отправить почтой.

Сама виза оформляется в день подачи документов. При пересылке почтой процедура может занять до 3 недель.

Тайвань

С 6 сентября 2018 года власти частично признанной Китайской Республики, фактически контролирующие остров Тайвань, разрешают гражданам России безвизовый въезд на 14 дней в туристических, деловых и частных целях. Россия не признаёт независимость Китайской Республики и официально считает Тайвань частью Китайской Народной Республики, претендующей на этот остров. Но о каких-либо санкциях за посещение Тайваня со стороны властей КНР либо третьих стран ничего не сообщалось. 5 июля 2019 года эта практика была продлена ещё на год, а срок пребывания увеличен до 21 дня. С 1 августа 2020 года безвизовый режим для граждан России продлён ещё на год до 31 июля 2021 года.

Турецкая Республика Северного Кипра

Для посещения Северного Кипра (контролируемый турками север острова Кипр) виза не требуется гражданам подавляющего большинства стран мира, включая Россию. Исключением из правила являются граждане Армении и Нигерии. Для въезда необходим лишь действующий загранпаспорт. Срок пребывания — 90 дней. Штампы о въезде и выезде в паспорт туриста не ставятся, чтобы в будущем у иностранца не возникало проблем при въезде на территорию подконтрольную Республике Кипр. При этом паспорт туриста сканируется и заносится в базу данных въезжающих на территорию Северного Кипра иностранцев.

Начиная с апреля 2004 года сняты все существовавшие формальные ограничения на свободное перемещение между Республикой Кипр и территорией находящейся под контролем турок. Условием вступления Республики Кипра в ЕС стало обязательство прекратить любое уголовное и административное преследование туристов, въехавших на остров через турецкую часть. Кипр принял на себя это обязательство, отражённое в заявлении Европарламента № 866/2004EK. В настоящее время действуют 7 пропускных пунктов, и планируется открытие ещё двух. Более того, для посещения Северного Кипра по суше из греческой части острова достаточно однократной визы Республики Кипр, вне зависимости от количества выездов в турецкую часть. Нет никаких временных рамок и ограничений для посещения Северного Кипра из греческой части острова.

Однако, правительство Республики Кипр, вопреки формальным правилам, по-прежнему не признаёт въезд и выезд с острова через порты и аэропорты Северного Кипра: порты Кирения и Фамагуста, аэропорт Эрджан. Туристам, прибывшим на остров через указанные выше порты и аэропорт может быть отказано во въезде на греческую часть острова.

Проблемы также могут возникнуть в случае, если турист все-таки въехал через Северный Кипр, а вылететь или уплыть в третью страну пытается через греческий Кипр. Такая ситуация вполне возможна, хотя власти Республики Кипр осуществляют лишь выборочную проверку паспортов на границе между греческой и турецкой частями острова.

Южная Осетия

Также, как и в случае с Абхазией, граждане РФ имеют право свободного пребывания. Въезд в Южную Осетию возможен только с территории России, но данный въезд является незаконным с точки зрения Грузии. Со стороны Грузии действует КПП в районе населённого пункта Ленингор (Ахалгори), но через него осуществляется пропуск только местных жителей. 18 марта 2015 г. был подписан Договор о союзничестве и интеграции, который вступил в силу в 2015 году (см. таблицу). Пересечение российско-югоосетнинской границы гражданами России и Южной Осетии свободное (с учётом ограничений по соображениям безопасности); конкретные ограничения должны быть установлены в течение полугода после вступления договора в силу.

Нейтральные территории

Антарктика

К Антарктике относится всё, что находится южнее 60 ° ю. ш., включая весь антарктический континент, острова, океан, шельфовые ледники и воздушное пространство над ними. На эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства, но человеческая деятельность там регулируется Системой Договора об Антарктике, включающей сам договор и другие международные соглашения об Антарктике, а также национальным законодательством стран-участниц. Визы в Антарктику не требуются и не выдаются.

По российскому федеральному закону «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» и «Положению о разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике», организовывать поездки из России в Антарктику и проводить какую-либо деятельность в Антарктике вправе только зарегистрированный антарктический оператор. Российским негосударственным антарктическим оператором формально может стать любое российское юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и даже любой российский гражданин. Для этого он должен заранее получить в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромете) разрешение на осуществление деятельности в Антарктике; под «деятельностью» понимается практически любое пребывание там, даже в целях туризма и отдыха без проведения каких-либо работ. Негосударственный антарктический оператор организует экспедицию в Антарктику и несёт ответственность за неё; он должен иметь установленную страховку или банковскую гарантию своей материальной ответственности, обеспечивать необходимое снабжение, связь, оказание первой медицинской помощи и мер реагирования в чрезвычайных ситуациях, соблюдение правил посещения антарктических станций, особо охраняемых и особо управляемых районов Антарктики, охрану окружающей среды, вывоз либо безопасную утилизацию отходов и прочее. Другие люди могут пребывать в Антарктике по договору с этим оператором (это касается и туристов, и работников); им не потребуется получать отдельные разрешения в Росгидромете.

Российский негосударственный антарктический оператор и люди, прибывшие в Антарктику по договору с ним, во время пребывания в Антарктике остаются в юрисдикции РФ и несут ответственность в соответствии с российским законодательством.

Международное и российское право не ограничивает время пребывания в Антарктике, однако негосударственный антарктический оператор в заявлении на получение разрешения на деятельность в Антарктике должен представить календарный план этой деятельности, в том числе даты начала и окончания экспедиции (первого и последнего пересечения 60-й южной параллели), а после получения разрешения — по возможности придерживаться этого плана. Любая деятельность в Антарктике без такого разрешения или с нарушениями, с причинением вреда окружающей среде или созданием помех научным исследованиям — является административным правонарушением (ст. 8.43 КоАП РФ), влечёт штраф и возмещение ущерба.

Однако россияне не спешат использовать эту законную возможность; по данным Секретариата Договора об Антарктике, в 2015—2016 годах российских негосударственных экспедиций в Антарктику не было, в плане на 2016—2017 годы отмечено только предоставление российских морских судов в пользование (фрахт) негосударственным антарктическим операторам из Австралии, Новой Зеландии и Канады; российские негосударственные антарктические станции также отсутствуют. По информации Росгидромета на май 2017 года, среди российских антарктических операторов только один (ООО «Пекс») планирует заниматься туризмом в Антарктике, на что получил разрешения этой службы; однако в системе обмена информацией Секретариата Договора об Антарктике сведений о конкретной деятельности этого оператора в Антарктике не найдено.

Немногочисленные российские туристы отправляются в Антарктику транзитом через другие страны — участницы Договора об Антарктике, по договорам с негосударственными антарктическими операторами тех стран. Таким туристам необходимо сначала в общем порядке (визовом, безвизовом или ином) въехать в ту страну, а затем оттуда отправиться в Антарктику в составе экспедиции, организованной иностранным негосударственным антарктическим оператором. На них распространяется система Договора об Антарктике и национальное антарктическое законодательство той страны, а не России.

См. также:

  • Туризм и неправительственная деятельность в Антарктике: правила и рекомендации для частных лиц на сайте Секретариата Договора об Антарктике.

Моря и океаны

Шпицберген

На основании подписанного в 1920 году Шпицбергенского трактата, на территорию архипелага Шпицберген распространяется суверенитет Норвегии, но граждане всех стран-участниц, в том числе России, вправе свободно приезжать на Шпицберген без виз и ограничений срока пребывания. Нет сведений о регулярных прямых пассажирских рейсах морских и воздушных судов из РФ на Шпицберген; известно только о нерегулярных чартерных авиарейсах из Москвы, на которых возможны безвизовые поездки на архипелаг.

Единственный на архипелаге гражданский международный аэропорт Свальбард имеет регулярное пассажирское сообщение только с норвежскими городами Осло и Тромсё. А для поездок на Шпицберген через Норвегию нужно предварительно получать норвежскую транзитную визу или многократную шенгенскую визу, потому что материковая территория Норвегии входит в Шенгенскую зону, а Шпицберген — нет. Транзитная виза для посещения Шпицбергена выдаётся властями Норвегии при наличии приглашения от физического или юридического лица на Шпицбергене или туристической путёвки с указанием маршрута следования. С февраля 2011 г. введён пограничный выездной (из Шенгенской зоны) контроль в аэропортах Тромсё и Осло, а также въездной контроль в аэропорту Лонгйира. Нет сведений о том, можно ли обойтись без визы в Норвегии, если не выходить за пределы транзитных зон международных аэропортов.

На самом Шпицбергене виза не требуется, но перемещение туристов по территории архипелага ограничено: для выхода за пределы «нулевой зоны» (города Лонгйир, Грумант, Баренцбург, Пирамида с их окрестностями) нужно специальное разрешение администрации норвежского губернатора; около 65 % Шпицбергена занимают особо охраняемые природные территории.

Таблица по странам и территориям

Европа

Азия

Южная, Центральная и Северная Америка

Африка

Австралия и Океания

Пояснения

  • ↑ Карта стремится отображать не формальные политические статусы и позиции, а современную фактическую ситуацию, с которой приходится сталкиваться гражданину России до приезда на ту или иную территорию, во время пребывания на ней и после того. Цвет заливки соответствует требованиям, которые установлены для граждан РФ властями, фактически контролирующими территорию, независимо от признания или непризнания этих властей кем-либо. При наличии нескольких общедоступных режимов въезда отображается самый простой из них.
  • ↑ Предполагается совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации с действительным паспортом. Режим въезда по дипломатическим и служебным паспортам, иным документам может отличаться. Для проживающих в России граждан других государств и лиц без гражданства визовые требования, как правило, совсем другие.
  • ↑ Включая Республику Крым и город Севастополь, фактически контролируемые властями РФ, но оспариваемые Украиной.
  • ↑ Можно въехать без визы как по внутреннему общегражданскому паспорту гражданина Российской Федерации, так и по общегражданскому заграничному паспорту РФ; зачастую возможен въезд и по другим документам (своим для каждой из этих стран).
  • 1 2 В эти страны возможен въезд по общегражданскому заграничному паспорту РФ. Для посещения одних из этих стран виза не нужна вообще, в других она может быть выдана по прибытии на пограничном пропускном пункте той страны, в третьих можно заранее оформить электронную визу по Интернету. Не требуется до поездки получать приглашение на въезд, пересылать бумажные документы, самому приходить в диппредставительство, визовый центр или другую организацию. Не обязательно прибегать к услугам туристических или других компаний. Но в некоторых из этих стран потребуется наличие обратных билетов или билетов в третью страну, денежных средств в установленном размере, бронирование гостиницы или жилья, регистрация по месту пребывания, международный медицинский страховой полис.
  • 1 2 Имеется в виду сбор, взимаемый тем государством за въезд в страну, визу по прибытии или электронную визу. В одних странах он может быть уплачен наличными деньгами на погранпункте при въезде, в других — должен быть заранее уплачен безналично. Туристические, курортные, гостиничные и другие сборы, налоги и пошлины, взимаемые во время пребывания в стране, сюда не относятся.
  • ↑ Страны Шенгенской Зоны, а также другие страны и территории, разрешающие въезд при наличии действительной шенгенской визы. Для посещения некоторых из них подойдёт не любая шенгенская виза, а только выданная определённой страной, с определённой кратностью или сроком действия.
  • ↑ Имеется в виду виза, которую необходимо оформить до поездки в страну, и для получения которой требуется личная явка в дипломатическое представительство, визовый центр или иную организацию, или обращение к услугам доверенных лиц и других посредников. Часто для получения предварительной визы необходимо получить официальное приглашение на въезд от жителя страны или зарегистрированного в ней юридического лица либо предварительно заключить договор с ним. Может взиматься денежный сбор за выдачу визы или даже за одно рассмотрение заявки независимо от его результата.
  • ↑ Страны, в которых без предварительно оформленной визы возможен транзитный проезд в другие страны или разрешается выходить из международной (транзитной) зону аэропорта на некоторое время. К этой категории не относятся страны, в которых без предварительно полученной транзитной визы разрешается пребывание только в международной/транзитной зоне (например, Великобритания). Как правило, пребывание с целью транзита разрешается лишь на короткое время (от нескольких часов до нескольких суток). Зачастую требуется наличие визы и/или билетов в страну следования (но не обратно в ту страну, из которой человек прибыл).
  • ↑ Страны и территории, на которых фактически действует иной режим легального въезда; подробнее о конкретных территориях смотрите в тексте статьи или в таблицах.
  • ↑ Страны и территории, на которые обычно возможно прибыть только транзитом через другие страны (Андорра, Нагорный Карабах, Шпицберген и др.), и потому потребуется транзитная виза или иное разрешение на проезд от властей тех стран. Также территории, въезд на которые граждан России может повлечь санкции со стороны властей, фактически не контролирующих данные территории, или требует согласования с такими властями. Например, Палестинские территории, для посещения которых приходится получать разрешение властей Израиля или Египта, сам Израиль, посещение которого может привести к запрету на въезд в ряд арабских стран. Также непризнанные, частично признанные и спорные территории (Абхазия, Южная Осетия, Крым, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР и др.), посещение которых россиянами может считаться незаконным властями государств, на эти территории претендующих. Данная карта отображает не политический или юридический статус той или иной территории, не признание его кем-либо, а фактическую ситуацию, с которой может столкнуться гражданин России во время посещения территории или после него.
  • ↑ Страны и территории с идущими в настоящее время вооружёнными конфликтами, а также территории, фактический контроль над которыми (или над их частями) часто переходит от одной группировки к другой. Также страны и территории, существенные части которых фактически неподконтрольны международно признанным правительствам, при том границы таких неподконтрольных районов точно не известны или часто меняются. Если информация из общедоступных авторитетных источников позволяет нам провести определённые границы зон конфликтов или фактически неподконтрольных признанным правительствам территорий, тёмно-красным цветом выделяются только они. Если из тех же источников известно о насильственных конфликтах или неподконтрольных районах на территории государства, но границы таких районов или зон конфликтов неизвестны или часто меняются — вся территория государства выделяется тёмно-красным.
  • ↑ Страны и территории, о которых в общедоступных авторитетных источниках нет информации по вопросам въезда и пребывания граждан России либо имеются противоречивые сведения по вопросу о наиболее простом из де-факто общедоступных режимов въезда. Версии из разных источников информации могут быть в тексте статьи или в таблицах.